«Плохонькое, но своё» требует перекрыть лазейки для импорта

«Плохонькое, но своё» требует перекрыть лазейки для импорта

Больше двух третей российских компаний, работающих в сфере вычислительной техники, а именно 71%, жалуются, что госзаказчики нарушают правила так называемого «национального режима», системы правил в закупках, которая устанавливает приоритет российских и евразийских товаров. В своих закупках они хитро объединяют в один «смешанный лот» товары, у которых есть российские аналоги, внесённые в реестр Минпромторга, с теми для которых аналогов в России нет. В таких случаях правило «второй лишний», когда иностранное нельзя купить, если есть отечественное, не действует.

Напомним, что среди инструментов национального режима, помимо ограничения закупок по принципу «второй лишний», ещё и ценовое преимущество для российских товаров (15%), а также полный запрет на закупку определённого иностранного товара. Если в закупке есть хотя бы один подходящий отечественный товар, заявки с иностранными аналогами отклоняются. Перечни такой продукции обновлены, правительство будет пополнять их и в дальнейшем.

А пока госзаказчики вовсю закупают иностранное оборудование сразу по всем позициям. Это подтверждает исследование консорциума «Вычислительная техника», в котором участвовали 23 крупнейших российских производителя. Они жалуются и на другие сложности: завышенные или невыполнимые технические требования, ошибки при конкурсных процедурах, а также на неправильно рассчитанную начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Так что по закупкам импортной электроники у нас работают настоящие «кудесники».

Экономист-международник Юрий Горохов напоминает, что нацрежим призван поддерживать отечественных производителей, ограничивая импорт:

— Увы, на практике госзаказчики часто сталкиваются с отсутствием нужных российских решений, с их низким качеством и высокой ценой. Из-за этого они активно используются разного рода лазейки для закупки импортной электроники из разряда «что не запрещено, то разрешено».

Вообще тему национального режима в закупках впервые озвучил вице-премьер Денис Мантуров ещё в 2023 году. После долгой законотворческой работы, учитывающей и международное торговое право, и готовность отечественной цифровой инфраструктуры, правительство внесло в Госдуму законопроект, объединивший правила нацрежима. Документ, помнится, назвали «историческим шагом к индустриализации страны». Туда несколько раз вносили поправки после замечаний администрации президента.

«СП»: Какие главные изменения произошло в ужесточении нацрежима?

— Это отмена квотирования. Заказчики больше не обязаны искусственно отчитываться о доле российских товаров. Ведь информация о квотах всё равно часто оказывалась недостоверной. При этом объёмы закупок отечественных товаров действительно растут, хотя проблемы с наполнением реестра остаются.

Введены новые понятия «российское лицо» и «иностранное лицо». Иностранные товары, работы и услуги будут конкурировать на равных с российскими, если правительство не ввело по ним особые ограничения. Документы стандартизируются, а в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) появился новый функционал «паспорта промышленной продукции».

Теперь правила распространяются и на закупку работ и услуг. Это закрыло лазейку, когда заказчики оформляли контракт лишь на «установку» оборудования, но ставили иностранную технику.

«СП»: Наверное, отчётность стала жёстче?

— Все заказчики обязаны размещать в единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок отчёт о закупках отечественных товаров до 1 февраля следующего года.

Это стало возможным благодаря внедрению электронного актирования в систему корпоративных закупок. Основные изменения заработали ещё с октября 2024 года. Минпромторг формирует единый реестр отечественной продукции, который объединит все нынешние перечни, включая электронику.

«СП»: А российская микроэлетроника по-прежнему «самая большая в мире»?

— Тут по-прежнему возникают вопросы. Как например учитывать продукцию, состоящую из сотен российских и зарубежных компонентов? Как оценивать «наукоёмкое ядро»? Как учитывать реальные возможности производителей, когда они способны выпускать только малые серии?

Пример уже есть в автопроме. В реестре ГИСП числится «Москвич-3», от ПАО «КАМАЗ», но по баллам он не соответствует критериям российского товара и пока не подходит для госзакупок. Только к 2029 году бренд должен достичь нужного уровня локализации. А вот автовазовская LADA NIVA имеет статус «соответствует». То есть система ГИСП уже умеет учитывать глубину локализации и срок действия сертификатов.

«СП»: Можно спрогнозировать дальнейшее тихое сопротивление заказчиков?

— Многие из них продолжают «затачивать» техзадания под иностранных поставщиков. Особенно остро проблема стоит в закупках по ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Поэтому отечественные производители обратились в Минпромторг с предложением усилить действующее в госзакупках правило «второй лишний». Сейчас если хотя бы один российский производитель подал заявку с продукцией из реестра отечественной техники, то все иностранные предложения автоматически отклоняются.

Теперь производители предлагают распространить этот механизм на все ключевые категории электроники: ноутбуки, планшеты, смартфоны, серверы, мониторы, стационарные компьютеры и другую подобную технику.

Данная позиция вроде бы отражает интересы всей отрасли, которая сталкивается с ростом нарушений правил при проведении тендеров со стороны заказчиков.

«СП»: В чем заключается и каков вред государству от закупок по импорту, надо ли что-то делать?

— Вред простой, валюта уходит к нашим недругам. А насчет «кто виноват и что делать», уже делают. Предлагается изменить правительственное постановление, ограничивающее закупку иностранной продукции, а также ряд других нормативных документов. В список запрещённых к госзакупкам товаров хотят включить основные позиции электроники. Возможно такие меры помогут не только формировать стабильный рынок сбыта, но и создавать стимулы для развития и роста производителей.

В письме в Минпромторг также перечисляются конкретные меры против недобросовестных практик заказчиков и в поддержку российских компаний. Хотят рассчитывать НМЦК строго по ценам российских производителей, если их продукция внесена в Единый реестр отечественной радиоэлектроники, уточняет эксперт…

Теперь, если заказчик указывает зарубежную продукцию, он обязан доказать, что российский аналог отсутствует. Хотят запретить объединять в одном тендере «продукцию из реестра» с тем, чего там нет. Предусматриваются условия для авансирования контрактов и других регулируемых форм соглашений с дальнейшей закупкой ключевых видов радиоэлектронной продукции через конкурсы и аукционы, после запроса котировок или предложений.

В отрасли считают, что такие инициативы отражают реальный интерес российских производителей. Запрет на закупку иностранной электроники, по их мнению, подталкивает компании если не больше инвестировать в технологии, расширяя производственные мощности, то хотя бы развивая экспертизу продуктов.

Для госзаказчиков российский продукт из реестра не представляет ценности, если он всего лишь аналог импортного оборудования, но… значительно дороже. Возникает вопрос разумного баланса: как не превращать поддержку российских производителей в принуждение госзаказчиков покупать заведомо невыгодное?

Ответом называют нормирование потребностей, составление чётких списков актуальных государственных и корпоративных задач, под которые станут формироваться закупки.

Источник