Подпольная игорная империя — это колоссальные деньги, утекающие в тень. Боссы этой индустрии, как правило, недосягаемы, скрываются за границей. А здесь, у нас, армия блогеров и Telegram-каналов, словно крысоловы из сказки, заманивают молодежь в сети зависимости, «купаясь в золоте», полученном за рекламу «нечистого бизнеса». А по сути — за вовлечение в азартные игры. Многие называют бизнес на нелегальных онлайн казино «бизнесом от «нечистого» (ну, то есть чёрта).
Исследования дают тревожные данные: в России процент людей, страдающих от лудомании (игровой зависимости), вдвое превышает среднемировой показатель — целых 12%! Типичный лудоман в России — мужчина в расцвете сил, от 25 до 44 лет. А по данным ЦУПИС за прошлый год, почти половина всех игроков в нашей стране — это молодые люди, не достигшие 30-летнего возраста. А ведь зависимость от азартных игр — это не просто проигранные деньги. Лудоманы чаще склонны к суициду, их преследуют мрачные мысли и целый букет психологических проблем. И порой эта пагубная страсть губит не только самого игрока. Вспомним жуткую трагедию в Ульяновске, когда мужчина, проигравший в онлайн-казино полмиллиона, лишил жизни свою жену и двоих детей, полагая, что так избавит их от долгов.
Реклама подпольных казино и букмекерских контор преследует нас повсюду: на видеохостингах, стриминговых платформах… Стримеры и блогеры, объединившись, зарабатывают до 30 млрд рублей в год, продвигая этот нелегальный бизнес! Индустрия азарта с легкостью спонсирует эту рекламу: ее годовой оборот достигает астрономических величин — от 1,2 до 4 трлн рублей, а выручка составляет минимум 400 млрд. Блогеров и стримеров привлекают, чтобы охмурить молодежь, ведь именно она составляет львиную долю игроков.
Каким образом блогеры и стримеры, для которых деньги не пахнут, получают миллионы? Один из способов нажиться на чужом горе — это реферальные ссылки, конкурсы и «экспертные советы» по «заработку» в азартных играх. Обычно блогеры и стримеры, для которых «деньги не пахнут», получают процент с проигрышей тех, кто перешел в казино по их ссылке. При тысячах подписчиков речь идет о десятках миллионов рублей, осевших в кармане блогера. Стример получает вознаграждение за каждый клик, переход и регистрацию нового игрока. Плюс, разумеется, щедрые фиксированные гонорары за каждый стрим. У казино и букмекеров целые сети партнеров, завлекающие создателей контента в свои сети. Заработок за одну рекламную кампанию может достигать невероятных 400–500 млн рублей!
Многие из этих «ловцов душ» обитают за границей, но контент свой льют на нашу, русскоязычную аудиторию. Точных цифр никто не называет, но, судя по заявлениям самих блогеров, стримеры на популярных платформах зарабатывают на рекламе нелегальных казино не менее 4–5 млн рублей в месяц. И таких «деятелей» в сети — около сотни!
Онлайн‐казино в России официально запрещены. А значит, любая их реклама — вне закона. Это четко прописано в законах об азартных играх и о рекламе. Но эта самая реклама назойливо лезет к нам со всех сторон, преследует в интернете. Почему ее до сих пор не искоренили? Да, есть штрафы по КоАП за нарушение требований к рекламе, за скрытую рекламу и за продвижение запрещенных «развлечений», плюс блокировки ссылок и доменов со стороны Роскомнадзора.
Но эти санкции — капля в море по сравнению с баснословными гонорарами блогеров. Получается, эффект от них, мягко говоря, ничтожный. Более серьезной ответственности просто не существует. А ведь те, кто рекламирует азартные игры, по сути, толкают людей в пропасть! И, как правило, под уголовное преследование попадают организаторы незаконного бизнеса, а не те, кто этот бизнес рекламирует, что, конечно же, снижает риски для медийных лиц, нередко привлекаемых для такой рекламы.
К тому же, существует серьёзная «лазейка», позволяющая вести завуалированную рекламу. Обзоры игорного бизнеса, критические разборы, новости рынка азартных игр без прямых призывов и ссылок (естественно, всё это не за бесплатно, а за немалые гонорары) формально не считаются рекламой. Материал превращается в рекламу со всеми «вытекающими», только если добавить явный призыв к действию, бонус или реферальную ссылку. А ведь даже без этого это все равно реклама, по сути.
Как остановить эту вакханалию? Об этой проблеме всерьез задумался депутат Госдумы, председатель комитета по молодежной политике Артем Метелев:
«Нелегальный игорный бизнес сегодня — это примерно 450 млрд рублей в год, которые уходят в тень. Организаторы находятся за рубежом, до них так просто не добраться. В то же время у нас в России блогеры и различные Telegram-каналы массово заманивают молодежь в ловушку, получая за рекламу миллионы. Штраф для них сейчас — всего 2,5 тыс. рублей, и то не всегда», — подчеркнул парламентарий, анонсируя законопроект об ужесточении ответственности за рекламу нелегальных игровых площадок.
Он сообщил, что скоро на рассмотрение будет внесен законопроект о введении штрафов за рекламу онлайн-казино в размере до 500 тыс. рублей для физических лиц и до 7 млн рублей для юридических лиц. Но даже эти штрафы могут оказаться недостаточной преградой для тех, кто зарабатывает миллионы за один стрим. Однако это может остановить мелких стримеров с небольшими гонорарами от желания рекламировать «онлайн-одноруких бандитов».
А об уголовной ответственности за рекламу-содействие массовому вовлечению в азартные игры речь так и не идет…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru