
Госдолг Челябинской области превысил 89 миллиардов рублей, сообщает Министерство финансов России. Это значительная сумма даже для крупного региона. Для Уральского федерального округа и вовсе рекорд. У Свердловской области, где бюджет намного больше, госдолг, однако, ниже. Не говоря уже о других регионах Урала, долги которых кратно ниже лидеров анти-рейтинга.
Ранее «Свободная Пресса» рассказывала, что власти Челябинской области планируют занять у банков 31 млрд рублей на покрытие бюджетного дефицита. Причем, по самым что ни на есть рыночным ставкам — на уровне 20% годовых.
Половину суммы на днях регион у банков уже занял. Такие займы усугубят финансовое положение региона. Но на сегодня иного выхода нет. О том, почему помощи ждать неоткуда и что делать в сложившейся ситуации, корреспондент «СП» поговорил с известным уральским экономистом, руководителем «Центра анализа и прогнозирования» Сергеем Гордеевым.
«СП»: Сергей Сергеевич, как получилось, что Челябинская область при бюджете заметно меньше, чем у Свердловской области, получила госдолг больше?
— Госдолг — категория неоднородная. В ее структуру входят как бюджетные долги, так и внебюджетные. Бюджетный кредит под 1−2-3%, это находка. Сейчас инфляция намного выше. А вот коммерческий кредит — это может быть неподъемно.
Первым делом надо разобраться в причинах образования такого госдолга. Произошла смена концепции построения регионального бюджета. Она формировалась на протяжении последних лет.
«СП»: В чем суть изменений?
— Раньше бюджет формировался по минимуму. В расходы бюджета включали только, условно говоря, хлеб — то, что можно было гарантировать. А масло (дополнительные доходы) — добавляли уже в результате существенных корректировок, которых было несколько в течение года.
Бюджет тогда был адаптивный, приспособленный под ограниченные возможности. Со временем практика изменилась. И бюджет стали планировать уже по максимуму. И не только в этой области. В случае необходимости балансировки бюджета, если вдруг денег не хватало, использовались кредиты. Пока кредиты в банках были дешевые и пока легко давали бюджетные кредиты, такая практика была удачной.
«СП»: Но теперь все иначе. Условия получения кредитов сильно изменились.
— Да. Сейчас расходы стали расти существенно (на 8−10% против запланированного) из-за инфляции, которая, к слову, неоднородна: есть продовольственная инфляция, коммунальная.
Кроме того, началось резкое падение доходов бюджетов, прежде всего из-за падения поступлений от налога на прибыль. Добавился и третий момент — намного сложнее стало получить дешевые бюджетные кредиты. Все чаще федералы говорят регионам: «Обходитесь своими силами».
Для Челябинской области в силу ее специфики все эти три фактора сработали несколько сильнее, чем для многих. Дефицит бюджета по факту исполнения на данный момент уже 30 миллиардов рублей.
89 миллиардов — то, что заложено в целом по году. Но и 30 миллиардов — это очень много, сопоставимо со всеми расходами на систему образования в Челябинской области. Погасить такую дыру в бюджете нечем без какого-то экономического взлета.
«СП»: А взлет, похоже, не предвидится.
— Не предвидится. Предпосылок стремительного роста и экономического чуда не видно. Регион попадает в ситуацию хронического должника.
«СП»: Долги будут нарастать?
— Да. Это издержки финансового-экономического планирования. После резкого скачка доходов в 2021 году возникла иллюзия постоянно высокого финансового плато. Думали, что и дальше денег в бюджете будет столько же или дальше больше.
Хотя экономические циклы и колебания доходов никто не отменял. Будут как взлеты, так и падения. Вне зависимости от того, что покажем в прогнозе на бумаге. Уже очевидно, что есть существенный рост долгов регионов перед банками. Обслуживать которые приходится в миллиарды рублей.
«СП»: Челябинская область планировала занять больше других регионов — 31 миллиард рублей. Уже оформили эти займы?
— Недавно заняли 16 миллиардов рублей. Вероятно, займут и остальные, вопрос времени. Альтернатива здесь — только весьма проблемная «резка» остатка неисполненных расходов.
«СП»: Большая часть госдолга Челябинской области — бюджетные кредиты. А условия обслуживания бюджетных кредитов щадящие.
— С одной стороны, можно говорить, что Челябинской области повезло. С другой, есть вопросы. Если дали денег в таком количестве сейчас, значит, завтра точно такое не повторится.
В федеральном Минфине смотрят первым делом на закредитованность региона, если он просит денег еще. При накопленных бюджетных долгах новая финансовая помощь центра исключена. Второй момент — насколько эффективно использовались средства бюджетных кредитов, реально ли их как-то списать?
«СП»: То есть решить вопрос остается только путем списания долгов, раз закрыть долги нечем?
— Списать можно в том случае, если деньги, полученные в виде бюджетных кредитов, дали осязаемый результат. А не просто затерялись в недрах финансовой системы. И с этим будет непросто. Большая часть выделенных таким образом средств Челябинской области — инфраструктурный кредит на строительство известного метротрама.
А когда метротрам введут в строй и соответственно, когда появятся аргументы, чтобы списать эти деньги, большой вопрос. Чем дольше затягиваются сроки окончания такого проекта, тем дольше это будет тормозить возможности получения новых финансовых ресурсов с федерального уровня.
«СП»: Челябинская область — исключение или это типичная картина для многих регионов России?
— В целом картина типичная для многих регионов. Просто в Челябинской области ситуация проявилась контрастнее.
«СП»: Есть соседняя с Челябинской Курганская область, про которую много сейчас говорят. Экономически регион слабее, но быстро растет. И вроде бы не прибегает к такому масштабному заимствованию.
— Регионы, которые были экономически самодостаточны, меньше зависели от федерального центра, сейчас оказались в самом тяжелом состоянии. И наоборот. Курганская область почти половину средств в бюджет получает от федерации. Тогда как Челябинская область — лишь 15−17%. Поэтому сильных колебании в сфере бюджета Курганской области нет. В том числе потому, что обвала в поступлениях от налога на прибыль у курганцев, как у челябинцев, нет.
«СП»: Однако в Курганской области рост по ряду отраслей на 30% в год. И так уже не первый год. Говорят, это заслуга нового руководства региона, внедряющего эффективные программы развития бизнеса.
— Думаю, это игры статистики. Сказался прежде всего эффект низкой базы. У Курганской области база, видимо, была одной из самых низких в стране.
«СП»: Как оцениваете, что в условиях таких долгов Челябинской области чиновники находят возможности закупать иномарки? В областном центре мэрия так сделала, закуплены три машины Haval. Администрация Сосновского района хотела провести закупку премиального внедорожника. Правда, отменила.
— Существующая парадигма, когда бюджет планируют по максимуму, способствует таким тратам. После принятия бюджета, считается, что деньги есть, и все бюджетные расходы должны быть исполнены. Причем, они равнозначны. Минфин становится заложником такого порядка. Получается, что затраты на ремонт системы отопления в школе/детском саду или на покупку люксового автомобиля для администрации — с точки зрения финансовой системы равноценны.
«СП»: Как будем жить в 2026 году?
— Скорее всего, бюджет будет значительно скромнее. В том числе в Челябинской области. Но при этом на регионе будут висеть финансовые «гири» долга — объемы рефинансирования. Размеры расходов будут меньше. И повторюсь, это станет реальностью для ряда регионов России. Одно время рост бюджета регионов был фактором имиджа. Но получилось, как всегда.












