Идеальный шторм: Челябинск рухнул в долговую яму, но чиновники все равно крутые Haval покупают

Идеальный шторм: Челябинск рухнул в долговую яму, но чиновники все равно крутые Haval покупают

Госдолг Челябинской области превысил 89 миллиардов рублей, сообщает Министерство финансов России. Это значительная сумма даже для крупного региона. Для Уральского федерального округа и вовсе рекорд. У Свердловской области, где бюджет намного больше, госдолг, однако, ниже. Не говоря уже о других регионах Урала, долги которых кратно ниже лидеров анти-рейтинга.

Ранее «Свободная Пресса» рассказывала, что власти Челябинской области планируют занять у банков 31 млрд рублей на покрытие бюджетного дефицита. Причем, по самым что ни на есть рыночным ставкам — на уровне 20% годовых.

Половину суммы на днях регион у банков уже занял. Такие займы усугубят финансовое положение региона. Но на сегодня иного выхода нет. О том, почему помощи ждать неоткуда и что делать в сложившейся ситуации, корреспондент «СП» поговорил с известным уральским экономистом, руководителем «Центра анализа и прогнозирования» Сергеем Гордеевым.

«СП»: Сергей Сергеевич, как получилось, что Челябинская область при бюджете заметно меньше, чем у Свердловской области, получила госдолг больше?

— Госдолг — категория неоднородная. В ее структуру входят как бюджетные долги, так и внебюджетные. Бюджетный кредит под 1−2-3%, это находка. Сейчас инфляция намного выше. А вот коммерческий кредит — это может быть неподъемно.

Первым делом надо разобраться в причинах образования такого госдолга. Произошла смена концепции построения регионального бюджета. Она формировалась на протяжении последних лет.

«СП»: В чем суть изменений?

— Раньше бюджет формировался по минимуму. В расходы бюджета включали только, условно говоря, хлеб — то, что можно было гарантировать. А масло (дополнительные доходы) — добавляли уже в результате существенных корректировок, которых было несколько в течение года.

Бюджет тогда был адаптивный, приспособленный под ограниченные возможности. Со временем практика изменилась. И бюджет стали планировать уже по максимуму. И не только в этой области. В случае необходимости балансировки бюджета, если вдруг денег не хватало, использовались кредиты. Пока кредиты в банках были дешевые и пока легко давали бюджетные кредиты, такая практика была удачной.

«СП»: Но теперь все иначе. Условия получения кредитов сильно изменились.

— Да. Сейчас расходы стали расти существенно (на 8−10% против запланированного) из-за инфляции, которая, к слову, неоднородна: есть продовольственная инфляция, коммунальная.

Кроме того, началось резкое падение доходов бюджетов, прежде всего из-за падения поступлений от налога на прибыль. Добавился и третий момент — намного сложнее стало получить дешевые бюджетные кредиты. Все чаще федералы говорят регионам: «Обходитесь своими силами».

Для Челябинской области в силу ее специфики все эти три фактора сработали несколько сильнее, чем для многих. Дефицит бюджета по факту исполнения на данный момент уже 30 миллиардов рублей.

89 миллиардов — то, что заложено в целом по году. Но и 30 миллиардов — это очень много, сопоставимо со всеми расходами на систему образования в Челябинской области. Погасить такую дыру в бюджете нечем без какого-то экономического взлета.

«СП»: А взлет, похоже, не предвидится.

— Не предвидится. Предпосылок стремительного роста и экономического чуда не видно. Регион попадает в ситуацию хронического должника.

«СП»: Долги будут нарастать?

— Да. Это издержки финансового-экономического планирования. После резкого скачка доходов в 2021 году возникла иллюзия постоянно высокого финансового плато. Думали, что и дальше денег в бюджете будет столько же или дальше больше.

Хотя экономические циклы и колебания доходов никто не отменял. Будут как взлеты, так и падения. Вне зависимости от того, что покажем в прогнозе на бумаге. Уже очевидно, что есть существенный рост долгов регионов перед банками. Обслуживать которые приходится в миллиарды рублей.

«СП»: Челябинская область планировала занять больше других регионов — 31 миллиард рублей. Уже оформили эти займы?

— Недавно заняли 16 миллиардов рублей. Вероятно, займут и остальные, вопрос времени. Альтернатива здесь — только весьма проблемная «резка» остатка неисполненных расходов.

«СП»: Большая часть госдолга Челябинской области — бюджетные кредиты. А условия обслуживания бюджетных кредитов щадящие.

— С одной стороны, можно говорить, что Челябинской области повезло. С другой, есть вопросы. Если дали денег в таком количестве сейчас, значит, завтра точно такое не повторится.

В федеральном Минфине смотрят первым делом на закредитованность региона, если он просит денег еще. При накопленных бюджетных долгах новая финансовая помощь центра исключена. Второй момент — насколько эффективно использовались средства бюджетных кредитов, реально ли их как-то списать?

«СП»: То есть решить вопрос остается только путем списания долгов, раз закрыть долги нечем?

— Списать можно в том случае, если деньги, полученные в виде бюджетных кредитов, дали осязаемый результат. А не просто затерялись в недрах финансовой системы. И с этим будет непросто. Большая часть выделенных таким образом средств Челябинской области — инфраструктурный кредит на строительство известного метротрама.

А когда метротрам введут в строй и соответственно, когда появятся аргументы, чтобы списать эти деньги, большой вопрос. Чем дольше затягиваются сроки окончания такого проекта, тем дольше это будет тормозить возможности получения новых финансовых ресурсов с федерального уровня.

«СП»: Челябинская область — исключение или это типичная картина для многих регионов России?

— В целом картина типичная для многих регионов. Просто в Челябинской области ситуация проявилась контрастнее.

«СП»: Есть соседняя с Челябинской Курганская область, про которую много сейчас говорят. Экономически регион слабее, но быстро растет. И вроде бы не прибегает к такому масштабному заимствованию.

— Регионы, которые были экономически самодостаточны, меньше зависели от федерального центра, сейчас оказались в самом тяжелом состоянии. И наоборот. Курганская область почти половину средств в бюджет получает от федерации. Тогда как Челябинская область — лишь 15−17%. Поэтому сильных колебании в сфере бюджета Курганской области нет. В том числе потому, что обвала в поступлениях от налога на прибыль у курганцев, как у челябинцев, нет.

«СП»: Однако в Курганской области рост по ряду отраслей на 30% в год. И так уже не первый год. Говорят, это заслуга нового руководства региона, внедряющего эффективные программы развития бизнеса.

— Думаю, это игры статистики. Сказался прежде всего эффект низкой базы. У Курганской области база, видимо, была одной из самых низких в стране.

«СП»: Как оцениваете, что в условиях таких долгов Челябинской области чиновники находят возможности закупать иномарки? В областном центре мэрия так сделала, закуплены три машины Haval. Администрация Сосновского района хотела провести закупку премиального внедорожника. Правда, отменила.

— Существующая парадигма, когда бюджет планируют по максимуму, способствует таким тратам. После принятия бюджета, считается, что деньги есть, и все бюджетные расходы должны быть исполнены. Причем, они равнозначны. Минфин становится заложником такого порядка. Получается, что затраты на ремонт системы отопления в школе/детском саду или на покупку люксового автомобиля для администрации — с точки зрения финансовой системы равноценны.

«СП»: Как будем жить в 2026 году?

— Скорее всего, бюджет будет значительно скромнее. В том числе в Челябинской области. Но при этом на регионе будут висеть финансовые «гири» долга — объемы рефинансирования. Размеры расходов будут меньше. И повторюсь, это станет реальностью для ряда регионов России. Одно время рост бюджета регионов был фактором имиджа. Но получилось, как всегда.

Источник