Для того чтобы закон о такси реально работал, необходимо вернуть таксомотор в сферу общественного транспорта и возродить систему таксомоторных парков

Для того чтобы закон о такси реально работал, необходимо вернуть таксомотор в сферу общественного транспорта и возродить систему таксомоторных парков

Сегодня все, кто за баранкой — будь то водитель автобуса, обладатель «шашечек» такси или дальнобойщик — обязаны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр, а еще и техосмотр железного коня. Плюс, не забываем про послесменные осмотры. И все это обязательно! Но вот в чем загвоздка: раньше-то все работали на автопарки, а сейчас полно ИП и самозанятых. Они сами себе хозяева, у них часто всего одна машина, на которой они и «пашут». И как быть с этими осмотрами? Как им-то проходить все эти обязательные процедуры?

Для того чтобы решить этот вопрос, и предлагается внести поправки в законодательство. Вот главное в документе: «Обеспечивать контроль через приложение службы заказа легкового такси самотестирование водителем собственного физического состояния, а также проведения им предрейсового контроля техсостояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси».

Считается, что с самоконтролем за здоровьем у нас уже все налажено: подъезжаешь на пункт, проходишь проверку — и порядок. А с техосмотром вообще проще некуда — достаточно свою ласточку внимательно осмотреть. Но на деле — медосмотры в такси — фикция. Сами таксисты признаются, что отметки в путевые листы им ставят за деньги, причем сразу на много дней вперед.

В России за последние пару лет сформировался рынок липовых путевых листов стоимостью от 100 рублей за штуку. Водители вынуждены приобретать эти справки и таким образом нарушать закон. Иначе они подпадают под большие штрафы и арест машины. И так поступают практически все официальные таксисты.

Предрейсовая проверка на самочувствие, техническое состояние машины, а тем более послерейсовая проверка — это советская практика. О которой вспомнили при принятии «Закона о такси». Но как обеспечить требуемую медицинскую проверку, никто объяснить не может. Дело в том, что у нас 8 миллионов профессиональных водителей, которые должны проходить и предрейсовый, и послерейсовый медицинский контроль. Но для этого, по последним данным, необходимо еще 500 тысяч врачей.

Крупные сервисы такси в РФ призвали изменить систему медосмотров водителей. Директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин сделал соответствующее заявление на форуме МЕФТ-2025 в Москве:

«Медосмотр не проходит никто, даже в Москве. Это базовый факт, который необходимо понимать, и который мы пытаемся донести уже много лет. Об этом заявляют уже даже депутаты Госдумы. Мы говорим не об отмене медосмотров как таковых, а об отмене этих нелепых норм из прошлого века, которые не работают, больше нигде в мире не существуют и которые действительно нужно убрать».

Кажется, из этой ситуации нет выхода. Положения закона вступили в противоречие с действительностью. Но выход, как думается, всё-таки есть. Для того чтобы закон работал как положено, а направлен он не только на упорядочение работы таксистов, но прежде всего на безопасность пассажиров, необходимо вспомнить не только советскую практику о мед и тех осмотрах до и после смены. Необходимо вернуть таксомотор в сферу общественного транспорта и возродить (реально, а не на словах) систему таксомоторных парков.

Именно система государственных таксопарков, как элемента общественного транспорта, позволила бы и в полном объёме выполнять требования, направленные на обеспечение безопасности пассажиров, и снять остроту по необходимому количеству врачей, и убрать фикцию прохождения техосмотра в виде «самостоятельного визуального осмотра автомобиля самим водителем».
Кроме того, это позволило бы обеспечить легальными рабочими местами со всеми социальными и прочими гарантиями (оплачиваемый отпуск, больничный, трудовой стаж и т.д.) множество водителей, которые сегодня, работая на рынке таксомоторных перевозок, не имеют таковых гарантий. А достойная, но при этом фиксированная заработная плата избавила бы от перекосов в ценообразовании на поездки в таксомоторе и дала бы множеству граждан, которые сегодня вынуждены, чтобы заработать в этой сфере, буквально «крутиться как белка в колесе» и «пахать» по 12 часов в сутки без выходных и отпусков, спокойно работать, обеспечивая свои семьи.

А агрегаторам, по сути лишь передающим таксистам заказы и на деле ни за что не отвечающим, можно оставить тех, кто лишь изредка хочет подработать на своей машине и самозанятых.

В конечном итоге, надо вспомнить о том, что у нас когда-то существовала достаточно престижная и уважаемая профессия «таксист». Со всеми «вытекающими». Только вот нужна ли «головная боль» по организации и содержанию таксопарков нынешним чиновникам? Да и собственно государству. Со времен Ельцина у нас привыкли избавляться от гос и муниципальной собственности, передавая всё в «эффективные» частные руки. Не пора ли вернуть те из них, которые напрямую влияют на жизнь и безопасность граждан в руки государственные?

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Источник: argumenti.ru