«Придется резать по живому»: Урал душит 20-процентная кредитная удавка. Она затягивается медленно, но неумолимо

«Придется резать по живому»: Урал душит 20-процентная кредитная удавка. Она затягивается медленно, но неумолимо

Регионы России залезают в долги к банкам. Причем, ставки по многомиллиардным кредитам самые настоящие рыночные. Челябинская область намерена занять у банков 31 млрд рублей на покрытие бюджетного дефицита.

Кредитные линии открываются «в плановом порядке» и «для подстраховки» бюджета. Кредитами банков регион последний раз пользовался в 2016 году. Процентная ставка по кредитам сейчас не должна превышать 20,3%. Многовато.

Другие регионы Урала тоже встали на этот скользкий путь. Правительство Тюменской области заключило 12 договоров, каждый на 1 млрд руб. Стоимость обслуживания кредитов — 2,7 млрд руб.

Башкирия одолжила у банка 4 млрд рублей по ставке 19,35% на 80 дней.

Оренбургская область хочет взять в кредит 5 миллиардов по ставке 21,5%. Но ни один банк пока не дал такой кредит.

Причина займов у регионов одна — покрытие бюджетного дефицита.

В этой связи депутат Госдумы Николай Арефьев (фракция КПРФ) ответил на вопросы «Свободной Прессы».

«СП»: Несколько российских регионов взяли или планируют взять кредиты банков по высокой процентной ставке — 19−21%. Раньше обходились без таких кредитов. Брали взаймы федеральные средства, на более мягких условиях.

— Федеральный бюджет исполнен с дефицитом почти 5 триллионов рублей, и правительство разрешило брать коммерческие кредиты. Конечно, это плохо. Потом бюджету придется 20-процентные ставки оплачивать из бюджета будущего года.

«СП»: Будут деньги на это?

— Бюджет будет примерно таким же, как и сейчас. Но сложная ситуация в реальном секторе: инвестиции падают, значит, роста экономики не ожидается. Об этом говорят все основные цифры бюджета. Одни говорят про «бюджет стабилизации», другие — про «бюджет стагнации». Надо избежать рецессии.

Регионы рассчитывают только на свои силы. Коммерческие кредиты разорительны, но другого выхода нет. Федеральный бюджет помочь не может. В хорошие годы были нефтегазовые ресурсы. Теперь Россия под санкциями.

«СП»: Последствия для регионов будут в том, что начнут резать расходы?

— Сложно сказать. Будет продолжаться СВО — будут продолжаться санкции. Сейчас готовят 19-й пакет санкций. Причем, Трамп сказал, санкции будут не против нас, а против наших смежников, которые у нас покупают нефтегазовые ресурсы. Чем компенсировать выпадающие доходы от продажи нефти и газа?

Можно дальше повышать налоги. Но налоги приплюсуются к цене готовой продукции. Это НДС (плюс ко всем товарам), НДПИ (ГСМ). Значит, будет рост цен, подъем ключевой ставки. Начинаем сначала. Если решат вопрос с санкциями, возможно, бюджет увеличится. Если не решат, а наоборот, ситуация усугубится, ничего хорошего. Реальный сектор и так в полуживом состоянии.

«СП»: На что тогда надеяться?

— Только на кредиты. Больше деньги брать негде. Региональные ценные бумаги не имеют большого спроса. Да и кому их продавать-то? Предприятия без денег. Банковская система завязана на большие обязательства со стороны ипотечников и экономики в целом.

«СП»: Что тогда ждет регионы в перспективе?

— Конечно, будут сокращать социальную сферу. А как еще быть? Если даже военные расходы сокращаются в федеральном бюджете.

«СП»: Тупиковый путь. Что делать регионам, если не смогут погасить обязательства перед банками? Челябинская область, например, занимает более 30 миллиардов рублей.

— 30 миллиардов для Челябинской области — это много. Но на федеральном уровне долгов набрали больше федерального бюджета. Есть, с кого брать пример… Долговые обязательства всегда оценивают по доходам.

Если есть доходы, чтобы отдать кредиты, можно считать, что долги не такие уж большие. А вот если не из чего брать деньги, чтобы погасить задолженность, встает вопрос.

«СП»: Прям 1998 год вспоминаешь.

— Надо, чтобы дефолта не было. Многое зависит от политической позиции нашего государства.

Экономист-аналитик, руководитель «Центра анализа и прогнозирования» Сергей Гордеев в беседе с «СП» обратил внимание на ключевой момент:

«СП»: Как и почему возникла ситуация, что регионам пришлось залезать в долги к банкам?

— Как говорил Черномырдин, «Никогда такого не было, и вот опять!». Эта ситуация — результат хронической недооценки проблемы сбалансированности бюджетов.

Например, в Челябинской области рост доходов на протяжении последних лет во многом обеспечивался за счет роста поступлений в бюджет от налога на прибыль. Однако на рост этих поступлений далее рассчитывать не приходилось.

Вместе с тем для областного бюджета на 2025 год еще в апреле уже были видны угрозы несбалансированности. Расходы бюджета (364 млрд руб.) стали заметно превышать доходы (307 млрд руб.). Дефицит почти 20% доходов областного бюджета более чем существенен, и этот процент заметно больше, чем у федерального, где возможности финансового маневра несопоставимо больше.

Оставалась надежда на рост дополнительных доходов и далее, на выравнивание бюджета. Не выровнялось! К началу лета было понятно, какие проблемы ожидаются. Поступления от налога на прибыль шли вниз.

Дополнительных доходов нет. Но затянули с решением вопроса. Теперь ситуация с несбалансированностью областного бюджета сильно обострилась. Дефицит бюджета рекордный, более 72 миллиардов рублей.

«СП»: Федеральный бюджет не поможет?

— Раньше, когда экономических вызовов было меньше, Москва помогала регионам. Сейчас легкой раздачи федеральных денег ждать не приходится.

«СП»: Раньше уже было такое, что регионы занимали деньги у банков?

— Тогда это делали из-за кассового разрыва. Налоги в течение года поступают неравномерно. Минфины регионов прибегали к коммерческому заимствованию — на небольшой срок, до поступления налогов.

Процентная ставка по коммерческим кредитам была 5−8%. Бюджетные кредиты давали под 1−2%. Теперь ставки по кредитам от 20% и самое главное, возросший на порядок размер заимствований.

«СП»: Как решить проблему дефицита бюджета?

— Либо нужны дополнительные доходы, либо снижение расходов. Лучше комбинация того и другого. Но сократить расходы в конце года сложно.

В бюджете большое количество защищенных статей расходов: нельзя сократить зарплату тем же учителям и врачам. На строительстве дорог и в других сферах, где подписаны контракты, также уже не сократить.

«СП»: И приходится брать кредиты у банков…

— Проблема в нежданно большой, рекордной сумме — в случае с Челябинской областью более 30 миллиардов рублей.

А далее встает вопрос — за чего покрывать возникшие обязательства по кредитам? Если за счет нового кредита, то еще миллиарды рублей будут потеряны на оплате процентов.

«СП»: Возможен ли дефолт региона?

— Полноценный дефолт невозможен. А вот технический дефолт — вполне.

«СП»: Какие статьи расходов бюджета могут резать, чтобы выбраться из сложного положения?

— Задача, не имеющая полноценного решения в 2025 году. За квартал уходит четверть областного бюджета, в случае с Челябинской область — порядка 90 миллиардов рублей.

Как на такой сумме сэкономить 30 миллиардов? Сэкономить можно 5−10 миллиардов. Причем, в конце года даже не сэкономить, а не заплатить вовремя дорожникам, строителям, еще кому-то. Придется резать «по живому». Но те, кто не получит своих денег вовремя, обратятся в суд.

«СП»: Что будет теперь с бюджетом 2026 года?

— Либо он будет с тем же дефицитом, что и в 2025 году (но чем закрывать дефицит?), либо должен быть сильно меньше по расходам, несмотря на инфляцию.

Нарастающая проблема несбалансированности бюджетов образовала снежный ком, который начинает катиться. Налицо провал долгосрочного регионального прогнозирования с несбыточно оптимистичными сценариями развития и проблемами бюджета.

Текущим годом эти проблемы не ограничатся. Ожидаю в ближайшие месяц-два серьезную дискуссию при рассмотрении бюджета Челябинской области 2026 года.

Источник