Глава государства поставил задачу оказать методическую поддержку по вопросам совершенствования региональных программ повышения рождаемости, а также мер и практик, касающихся поддержки беременных женщин, многодетных семей и иных категорий семей с детьми. Однако под этим вряд ли подразумевались предложения и решения, которые лишь вызывают недоумение в обществе, на самом деле не ведущие к решению поставленной задачи. Как, например, предложенное в Югре нововведение.
В погоне за тем, чтобы увеличить рождаемость, в ХМАО предложили неоднозначное решение. На одном из совещаний директор местного департамента соцразвития Антон Терехин предложил провести в департаменте эксперимент: отдавать при прочих равных приоритет при трудоустройстве соискателям с детьми, стимулируя будущих сотрудников сначала рожать, а уже затем искать работу. А трудовые обязанности сотрудниц, которые забеременеют, распределять на других сотрудников организации. Пока эксперимент планируется провести лишь в самом департаменте.
Но даже если эксперимент в дальнейшем не расширят на «всех и вся», возникают вопросы. Не попахивает ли, как бы не прикрывались благой целью повысить рождаемость, подобное решение дискриминацией? А если конкурент «соискателю с детьми» обладает гораздо более высокими деловыми качествами, более весомым опытом работы и заведомо может выдать больший КПД? Как быть тогда? Чем он хуже? Разве тем, что, по какой-то причине у него нет детишек. Справедливо? Вряд ли. К тому же, у нас вообще-то запрещена дискриминация при приёме на работу по каким-либо признакам. Критерии приема на работу давно определены и закреплены: деловые качества соискателя, соответствующее профилю работы образование (когда это требуется либо законодательно, либо из-за специфики работы в организации), опыт работы в данной сфере. Во всех остальных случаях законного основания в трудоустройстве попросту нет.
Видимо в Югре от профессионалов, стремящихся на работу в госслужбе уже отбоя нет, раз звучат такие идеи? Да и наличие детей еще не говорит о профессиональных качествах работника. Да и те, у кого дети, чего греха таить, нередко уходят на больничный по уходу за детьми. Как это отразится на работе организации?
Что же касается так называемой «коллективной ответственности» за помощь забеременевшим сотрудницам, заключающуюся в перераспределении части обязанностей забеременевшим на весь остальной коллектив, то здесь так же можно увидеть противоречия как трудовому Кодексу, так и справедливому денежному вознаграждению за труд сверх своих обязанностей. Беременная будет выполнять меньше работы, а остальные сотрудники, соответственно, больше. Как это отразится на зарплате? Понятно, что с беременной её «не срежут». А тем, кто вынужденно возьмёт на себя часть работы ожидающей рождения ребенка, её увеличат? Тоже вряд ли. И снова подходим к тени дискриминации?
Давайте представим, что будет с мотивацией других сотрудников? Вот приходит новенькая, сразу видно, что взяли ее «по квоте», а она, мягко говоря, не тянет. И что, остальным теперь за нее работать, потому что «она же мать»? Это ж прямой путь к выгоранию и текучке кадров. Кому захочется вкалывать за двоих, зная, что рядом сидит человек, который «просто родил»?
Подобные инициативы, как думается, вызовут лишь закономерное возмущение не только у потенциальных соискателей, но и у действующих сотрудников. Получается, что вместо того, чтобы создать комфортные условия для работы и профессионального роста, стимулировать развитие компетенций, предлагают какой-то суррогат, где ценность сотрудника определяется не его навыками и опытом, а наличием детей.
Конечно, поддержка материнства и увеличения рождаемости — это важно. Но разве нельзя найти другие, более разумные способы? Ведь, если следовать логике господина Терехина, в конечном итоге, получается «палка о двух концах». С одной стороны, вроде бы благое начинание — поддержать матерей, стимулировать рождаемость. Но с другой — явное попрание принципов профессионализма и равенства. Неужели в попытках решить демографическую проблему можно забыть о здравом смысле и элементарной справедливости?
И потом, как оценить эффективность такого эксперимента? Как измерить, насколько увеличилась рождаемость благодаря приоритету при приеме на работу? И что делать, если «соискатель с детьми» окажется некомпетентным сотрудником? Увольнять? Или продолжать держать на должности, несмотря на низкую производительность?
В общем, вопросов больше, чем ответов.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru