Удвоится ли «Сила Сибири»? Си Цзиньпин приезжал не только на парад


        Удвоится ли «Сила Сибири»? Си Цзиньпин приезжал не только на парад

Четырехдневный визит китайского руководителя Си Цзиньпина, помимо участия в торжествах по случаю 80-летия Победы, был насыщен переговорами по политическим и экономическим вопросам. Сам по себе визит стал символически важным политическим событием. Российско-китайские отношения все более приобретают идеологическое измерение. В ходе визита была отмечена важность сохранения исторической памяти о Второй мировой войне, в ходе которой СССР поверг германский нацизм, а Китай милитаристскую Японию. Это еще одна идейная подпорка под создаваемым новым миропорядком в противовес тому, где хотел бы доминировать Запад. Кстати, из 28 подписанных документов целых семь посвящены информационному взаимодействию Москвы и Пекина. Разумеется, были обсуждены перспективы урегулирования украинского конфликта, но еще более насыщенными были переговоры по экономическому сотрудничеству. Оно сейчас действительно требует внимания на высшем уровне.

По итогам четырех месяцев текущего года объем российско-китайской торговли сократился на 7,5 % в годовом исчислении. При этом китайский экспорт снизился на 5,3 %, а российский в Китай — на 9,1 %. Отчасти сокращение произошло за счет снижения цен на основные товары российского экспорта, но все же нужны новые стимулы и переход к новому качеству. Например, хотя проблема проведения банковских платежей постепенно разрешается, санкционные угрозы над ними по-прежнему висят дамокловым мечом. При этом крупнейшие российские банки уже создали специальную отдельную систему взаимозачетных платежей для транзакций с Китаем, чтобы снизить их видимость для западных санкционеров. Система не использует систему обмена сообщениями SWIFT или корсчета в западных банках. Она позволяет производить платежи напрямую в любой китайский банк без задержек (за пару дней) при условии, что товары не находятся под санкциями, а контрагент зарегистрирован в одной из отобранных 11 провинций Китая, которые производят большую часть товаров, экспортируемых в Россию. Минимальная стоимость услуги этой условной China Track, включая комиссии и курсовую разницу, составляет около 1 % для импорта и 0,5 % для экспорта, по сравнению с 2–4 % вне системы и до 12 % на пике данной проблемы в прошлом году, когда при рекордном объеме взаимной торговли в 245 миллиардов долларов проблемы с платежами выливались в столь высокие комиссионные из-за страха китайских банков перед вторичными санкциями США.

Существенным недостатком двусторонних экономических отношений является недостаточно высокий уровень взаимных инвестиций. Китайские партнеры тут пока осторожничают. Важное значение для того, чтобы они «расхрабрились», призвано сыграть подписанное в ходе визита председателя Си обновленное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.

«Обеспечен запрет дискриминации инвесторов, компенсация ущерба, причиненного вследствие экспроприации инвестиций, а также механизмы разрешения споров. В том числе оговорена возможность передачи спора между инвестором и государством, на территории которого осуществлены инвестиции, в международные арбитражи», — так прокомментировали в Минэкономразвития обновленное соглашение.

Была обсуждена тема вхождения китайских компаний в российские проекты по сжижению природного газа (СПГ), что особенно актуально на фоне ухода западных компаний и введения американских санкций против ряда проектов СПГ. На сегодня китайская CNPC и китайский Silk Road Fund (SRF) владеют 20 % и 9,9 % в проекте «Ямал СПГ», китайским CNPC и CNOOC принадлежит по 10 % проекта «Арктик СПГ 2», который находится как раз под санкциями США.

Помимо этого, российский президент особо подчеркнул, что Россия приветствует создание китайских автопроизводств на своей территории. Наша страна уже стала крупным импортером продукции китайского автопрома, который быстро заместил ушедшие западные бренды. Однако, в отличие от этих «беглецов», китайские автопроизводители пока очень неохотно открывают в РФ свое сборочное производство, максимум на что они идут, — это на крупноузловую сборку. По мнению бизнесмена Олега Дерипаски, для роста взаимной торговли между Россией и Китаем (при потенциале в 400 млрд долл.) необходимо увеличение прямых китайских инвестиций в российские проекты не менее чем на 160 млрд юаней в год.

Китайские компании все же постепенно осваиваются в России. Так, в 2024 году по сравнению с 2023 годом количество компаний с китайскими совладельцами в России выросло на 32 %. Доля китайского бизнеса среди новых регистраций компаний увеличилась с 13 % в 2021 году до 34 % в 2024 году, что вывело Китай на первое место среди иностранных участников российского рынка, почти на треть опередив белорусских предпринимателей, которые лидировали в 2023 году.

Также, по словам вице-премьера Александра Новака, в ходе визита Си Цзиньпина удалось продвинуться в проработке важнейшего энергетического проекта — газопровода «Сила Сибири-2». Он предусматривает поставку в Китай до 50 млрд куб. м газа в год из Западной Сибири. При том что поставки по «Силе Сибири» уже вышли на проектный уровень (38 млрд куб м). Китай не хочет получать еще больше российского газа через Казахстан по ранее планировавшемуся газопроводу, строительство которого Пекин счел слишком дорогим. И предпочел бы получать газ либо через Монголию по «Силе Сибири — 2», либо в виде СПГ. «Силу Сибири — 2» через Монголию, однако, согласовать не удается с 2006 года. Протяженность составит 6,7 тыс. км, из них 2,6 тыс. км — по территории России. Улан-Батор наконец проект газопровода через свою территорию одобрил, и теперь остается утрясти последние детали с Пекином. На фоне развала энергетического сотрудничества с Европой актуальность такого «поворота на Восток» остается крайне актуальной. 

Под новый миропорядок должна быть подведена прочная экономическая основа.

Источник