Про два крыла у российского двуглавого орла

 Про два крыла у российского двуглавого орла

Федор Тютчев: «Россия — мир, только начинающий осознавать основополагающее начало собственного бытия». Написано в XIX веке, но будто про сегодняшний день!

Тема актуальна.

В России периодически активизируется вопрос государственной идеологии, обосновывается необходимость её разработки и закрепления на законодательном уровне. Краеугольным камнем в новой идеологии является понятие о российской нации. Трактовка термина вызывает острые споры в нашем социуме.

Есть ли на сегодня продвижение с определением понятия «российская нация» — гадать не буду. В виду имею официальный уровень, а не площадки ангажированных политических ток-шоу, где тема «обсасывается» с разных сторон по любому, относительно близкому к ней поводу.

«Вопрос нации» достаточно горячо обсуждался в конце 2016 — начале 2017 годов. Лидер думской фракции от партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов и сенатор от Крыма Ольга Ковитиди с воодушевлением ратовали за принятие федерального закона о российской нации. По мысли парламентских деятелей, определённость с формулировкой стала бы первым шагом на пути создания и принятия государственной идеологии.

Положение об идеологии государства автоматически предполагает новую Конституцию России. По-другому — никак!

Идейно-духовным императивам российского общества уделялось повышенное внимание на Петербургском международном юридическом форуме, состоявшемся в мае текущего года.

Интригующее заявление сделал вице-спикер Госдумы Петр Толстой: «Большая часть мировых практик „не прижилась“ в российском законодательстве, предстоят „более существенные“ изменения в Конституцию, чем это было в 2020 году». Источник: RBC.RU от 19 мая 2025 года.

Что конкретно подразумевал политик, осталось в публичной неизвестности. «Эзопов язык» парламентария автором, конечно же, расшифрован, но временные сроки и юридические конфигурации подобных действий можно лишь предполагать.

Новый Основной Закон России, вероятнее всего, примут в ближайшие год–два. Таков мой прогноз.

Тема государственной идеологии и российской нации в частности, по-прежнему, актуальна!

Полярные принципы

В определении категории «нация» присутствуют два основных подхода: примордиализм и конструктивизм. Нациестроительство по обыкновению ведётся на их базе.

«Кровь и почва» — если в двух словах, то именно так характеризуется сущность примордиализма, связывающая этнос с природной средой его обитания. Термин происходит от латинского primordialis, означающего в переводе «первоначальный». Примордиализм является научной теорией в социологии, антропологии и этнологии. Впервые, как методологический способ исследования, сформировался во второй половине XIX века.

Примордиалисты утверждают, что этнические черты обладают особой устойчивостью, присущи только конкретному этносу, зарождаются в древности и передаются по наследству либо формируются в детстве.

Примордиалисты по своим взглядам делятся на радикальных и более умеренных. Первых называют сторонниками социобиологического направления, а вторых — эволюционно-исторического.

Социобиологические примордиалисты акцентируют внимание на первоначальных общностях, рождающих этносы — роде и племени. По их мнению, род и племя представляют собой «расширенные семьи», продукт развития кровнородственных связей. Этнос — кровнородственное сообщество, у которого соединительные связи имеют биологическую природу.

Некоторые учёные этничность человека сводят к его генам, в просторечии — к крови.

Представители эволюционно-исторического направления рассматривают этнос как общность, в которой взаимная привязанность членов достигается конкретными условиями социального бытия, а генетическое родство — на втором плане.

Оппонирующей примордиализму теорией выступает конструктивизм — научное направление в изучении этничности, представляющее этническую общность как социальный конструкт. Конструктивисты полагают, что этническое чувство и формулируемые в его контексте представления являются «интеллектуальным конструктом учёных, политиков, публицистов, писателей».

В Северной Америке и Европе конструктивистский подход является общепринятым, преобладает и в российской науке — этнологии и антропологии.

Этнополитической основой Руси — России выступили русские в логической поэтапной последовательности: этнос — народ — нация. В последнем варианте нация рассматривается как «этнонация», то есть этническое сообщество с единым языком и самосознанием. В то же время в современной России исторически сложилась «гражданская нация россиян», классифицируемая по признаку принадлежности граждан к данному государственному образованию независимо от их этнического происхождения.

Нациестроительство в России видится через диалектический симбиоз двух парадигм: примордиализм и конструктивизм. Континуум тонких смыслов нуждается в некотором пояснении.

В последнее время появились теоретики с намерением как-то объединить дотоле непримиримые идеологические концепции. И на Западе есть таковые, и у нас в стране.

У меня своеобразное видение проблемы. Я не стал бы смешивать разные принципы в одну кучу, задавшись целью выдать на публику устраивающую всех «гениальную формулу». Обе парадигмы имеют право на существование, поскольку отражают достаточно сложную многоцветную ткань российской государственности.

Из конституционного проекта

Статья 1

1. Россия есть национальное централизованное государство российской многоэтничной нации.

2. Граждане России независимо от этнического происхождения составляют единую гражданскую нацию. Единая нация, сформированная из граждан России, называется российская нация. Представители российской нации именуются: россияне; россиянин; россиянка.

3. Наименования граждане России и россияне равнозначны.

Статья 2

1. Государствообразующий народ России — русский народ.

2. Русский народ — ведущая и составная часть российской многоэтничной нации. Представители русского народа называются: русские; русский; русская. К русскому народу — русским относятся субэтносы: великорусы; малорусы; белорусы.

3. Русский государствообразующий народ для обеспечения внешней обороны и внутренней безопасности России создаёт государственно-общественные национально-патриотические организации: Сокольское Движение Руси; Русский Казачий Фронт.

4. На основе Сокольского Движения Руси и его детско-юношеского дивизиона «Сокол» образуется Сокольская фаланга в виде специального военизированного формирования — резервных войск Сил Безопасности России.

5. На основе Русского Казачьего Фронта и его детско-юношеского дивизиона «Орёл» образуется Казачий легион в виде специального военизированного формирования — резервных войск Сил Безопасности России.

6. Деятельность государственно-общественных национально-патриотических организаций Сокольское Движение Руси и Русский Казачий Фронт определяется соответствующим федеральным законодательством.

7. Функционирование специальных военизированных формирований — резервных войск Сил Безопасности России — Сокольская фаланга и Казачий легион определяется федеральным законодательством о Силах Безопасности России.

Скрепы и идентичность

В конституционном проекте автора примордиализм и конструктивизм как бы два крыла у нашего двуглавого орла, то есть скрепы российской национально-государственной идентичности. Первая статья построена на конструктивистском подходе, в основе второй — примордиализм, фокусирующий ключевую роль русско-славянского фактора в судьбе Российского Государства.

Статья 2 фиксирует государствообразующий статус русского народа. И это не красивая пустопорожняя декларация, а конкретность, выраженная вполне определённо. Статус устанавливает не столько права русских, сколько взваливает на них дополнительные обязанности, как на народ, создавший государство по имени Россия и потому несущий особую ответственность за его будущность.

Президент России Владимир Путин: «Без русских как этноса, без русского народа, нет, и не может быть “Русского мира” и самой России. Быть русским — это, прежде всего, ответственность. Повторю, огромная ответственность за сбережение России, именно в этом — истинный патриотизм».

Так заявил Глава Российского Государства на XXV Всемирном Русском Народном Соборе, состоявшемся в Государственном Кремлёвском Дворце 27–28 ноября 2023 года.

Русский народ создаёт конкретно указанные в проекте «государственно-общественные национально-патриотические организации» и на их основе «специальные военизированные формирования». Во всём остальном гражданские права и русских, и нерусских россиян совершенно одинаковы.

Ещё один важный нюанс. В данных организациях могут состоять не только русские, славяне, но и граждане иного этнического происхождения, если они разделяют соответствующие идеологические установки.

Федор Тютчев: «Россия — мир, только начинающий осознавать основополагающее начало собственного бытия». Написано в XIX веке, но будто про сегодняшний день!

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Источник: argumenti.ru