Региональные выборы всегда дают понимание, какие политические партии в тренде, а какие готовятся занять места на скамейке запасных. Кто после региональных выборов празднует победу, а кто думает о реформе партии? Что означает явка в 47% — много это или мало? И каких изменений стоит ждать в политическом раскладе в канун парламентских выборов?
На вопросы «СП-видео» ответил политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«СП-видео»: Мне кажется, главная интрига этих выборов была не в том, кто будет первым, а в том, кто будет вторым и последним. Можно уже назвать эти партии?
— На эту тему идут горячие споры. И коммунисты, и ЛДПР уже объявили, что они железно на втором месте. По подсчетам «Минченко консалтинг», по успешности выступления на этих выборах на четвертом месте — «Новые люди», а на пятом — «Справедливая Россия- За Правду». На самом деле сформировались две пары: «вторые» — КПРФ и ЛДПР, последние — «Новые люди» и «Справедливая Россия — за правду».
Но тут вопрос, как считать: к примеру, если брать региональное законодательное собрание, то там больше вторых мест у ЛДПР, если брать административные центры, больше вторых мест у КПРФ. Если брать выборы глав регионов, больше вторых мест у КПРФ. Но вопрос: куда их конвертировать, эти вторые места? И куда конвертируется второе место на выборах губернатора? Поэтому все эти подсчеты достаточно условные.
«СП-видео»: Борьба за второе место между КПРФ и ЛДПР идет не первый год. ЛДПР удается вырваться в лидеры или шансы коммунистов и либеральных демократов пока равны?
— Еще лет 10 назад, когда только начиналась борьба за второе место между КПРФ и ЛДПР, коммунисты относилась к либеральным демократам примерно как героине известного произведения Ильфа и Петрова. Если помните, был такой персонаж — Эллочка-людоедка, которая постоянно соревновалась с заносчивой миллионершей Вандербильдихой в своих нарядах, красоте и так далее.
Коммунисты раньше говорили, что ЛДПР — это «Эллочка-людоедка», а мы — вроде как та самая недосягаемая заносчивая Вандербильдиха. По крайней мере, тональность была такая: вам никогда нас не догнать. Ну, а теперь непонятно, кто Эллочка-людоедка, а кто — заносчивая Вандербильдиха…
«СП-видео»: Чем вы можете объяснить такие успехи ЛДПР?
— На днях я разговаривал с одним из лидеров КПРФ. Он говорит: «А ты знаешь, сколько Слуцкий денег вложил в этот свой результат?» Я говорю: «Не знаю, но кто вам мешал вложить столько же или больше?» Так что на сегодня у нас две «вторых» партии. Что касается третьей по степени влияния, думаю, это все-таки «Новые люди».
Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube
Смотрите все передачи СП-ВИДЕО
«СП-видео»: Любая партия держится на харизматичном лидере. Хватит ли у лидеров «Справедливой России — За Правду» харизмы, чтобы преодолеть 5% барьер в 2026 году?
— «Справедливая Россия — За Правду» уже в списке аутсайдеров. Им в затылок буквально дышит Партия пенсионеров, чья программа частично пересекается с программой «СР-ЗП». Правда, в отношении «эсеров» дважды за последнее время эксперты сомневались в их прохождении в Думу. В 2020 году вероятность их прохождения в Госдуму оценивали в 75%, но они как-то сумели мобилизоваться и прошли.
С Партией пенсионеров у «эсэров» примерно равные шансы. Кандидаты от Партии пенсионеров сейчас прошли в несколько региональных парламентов, уверенно преодолев 5% барьер. У них хорошие шансы пройти в Госдуму в 2026-м.
«СП-видео»: «Справедливая Россия — За Правду» сейчас явно распадается на две части. Одни любят бабушек, другие «размахивают кувалдой» и идут за Захаром Прилепиным. А что, если, скажем, крыло Захара Прилепина отколется от «Справедливой России» и объединит вокруг себя ветеранов СВО? Как вам такой сценарий?
— Во первых, организационно группа Захара Прилепина сейчас внутри партии разгромлена. Они не дали хороших результатов там, где им отдали региональные отделения на предыдущих выборах. Во-вторых, с ветеранами СВО работают многие фракции, и едва ли партия власти уступит Прилепину или «СР» свою монополию на участников военной спецоперации.
Думаю, они будут представлены в разных фракциях, отдельную партию из участников СВО не сформируют. И задачи такой нет, да и времени до выборов немного осталось.
«СП-видео»: Появятся ли в ближайшее время новые фигуры информационного притяжения? Наступит ли обновление политического пейзажа?
— Сейчас есть запрос на «нормальную нормальность». Суть проста: давайте мы до завершения СВО откажемся от споров, дискуссий, сделаем ставку на стабильность, и пусть все идет как идет. То есть без чрезвычайщины.
Недавно в РИА «Новости» на круглом столе обсуждали итоги региональных выборов. То, что они прошли сейчас, когда идет военная спецоперация, уже большой плюс. Мы спокойно, планово проводим избирательную кампанию по сложившимся правилам. Запроса на обновление нет, хотя партии этим аккуратно занимаются.
«СП-видео»: А как насчет новых лиц в политике?
— Публичная фигура у нас на сегодня коллективная — это Администрация Президента. Но в целом кто мешает стать публичной фигурой любому? Вот сейчас разрешат делать каналы в модном мессенджере МAX, достаточно завести там себе канал, набрать миллион подписчиков — и вы инфлюэнсер, медийная личность.
«СП-видео»: На региональных выборах явка составила 47%. Как считаете — это много, мало?
— Это больше, чем пять лет назад. И это хороший результат.
«СП-видео»: Без перемен в политике случается застой. Народ не потеряет интерес к происходящему в стране?
— Основные перемены происходят у нас сейчас не в политическом сегменте, а в экономическом. Главное, что сейчас происходит у нас в стране, — это масштабный передел собственности. Причем нет обоснований, почему у того или иного человека отбирают то, что ему принадлежит — материальные активы, заработанные деньги.
Это является предметом не публичной, но очень активной дискуссии внутри российских элит. В частности, эта внутренняя, не публичная дискуссия стала причиной перестановок в нашей правоохранительной и судебной системе.