«По узбекскому сценарию»: В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии

«По узбекскому сценарию»: В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии

Для российских пенсионеров необходимо ввести Единую социальную карту, которая бы действовала на всей территории РФ вне зависимости от региона проживания ее обладателя.

Такую инициативу выдвинул лидер партии «Справедливая Россия — За Правду» (СЗРП) Сергей Миронов.

«Наши люди трудятся на благо всей страны, а не отдельного субъекта Федерации. Не должен пенсионер чувствовать себя обойденным, только потому что пересек административную границу. Он не на чужую землю попал, он у себя дома. Нужна социальная карта единого образца, действующая на всей территории страны», — заявил он, напомнив, что предложение о вводе подобного документа для пенсионеров входит в программу партии.

«У нас в стране единое пенсионное законодательство, единые нормы отчисления соцвзносов, одни права для всех пенсионеров, и я считаю несправедливой <…> практику, когда социальная карта перестает действовать за пределами региона», — резюмировал парламентарий.

Возможно, Сергея Миронова вдохновил пример Узбекистана, который с декабря прошлого года запустил в пилотном режиме подобный проект для своих граждан.

Как сообщала тогда пресс-служба президента страны Шавката Мирзиёева, местная единая соцкарта заменит более 10 документов (свидетельства о рождении, инвалидности, пенсионные удостоверения, студенческие билеты, банковские карты и т. д), с ее помощью можно будет бесплатно пользоваться автобусами и метро, получать компенсации за электроэнергию, газ и обучение, а также пособия и социальную помощь.

В России же подобная идея поднималась на правительственном уровне минимум трижды с начала нулевых годов, но так и не была реализована.

Интересно, почему?

— Прежде всего, давайте освежим в памяти, откуда в принципе «растут ноги» у идеи о единой соцкарте, — предложил в беседе с «СП» профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов.

— Напомню, что впервые она родилась в недрах международного валютного фонда (МВФ), который ориентируется исключительно на американский опыт. В США, действительно, к единой соцкарте многое привязано, и работает именно через нее.

Кроме того, Узбекистан и Россию совершенно нельзя сравнивать, мы в разных условиях находимся. Во-первых, там элементарно гораздо меньше населения и территорий. В одну только нашу Красноярскую область уместится добрый десяток Узбекистанов. Во-вторых, там до сих пор нет единой системы учета пенсионеров, как у нас. В-третьих, ментальные особенности Средней Азии не надо скидывать со счетов — какое приказание спустили сверху, то беспрекословно и исполняется.

В Росси же, действительно, неоднократно поднимался вопрос о единой соцкарте. И была идея, что этот документ может выступить заменой общегражданскому паспорту. Первый такой проект, если мне память не изменяет, «умер» в 2003 году, второй возник где-то в 2008-м, а в последний раз его довольно активно продвигал Минпромпторг.

«СП»: Почему эти инициативы так и не воплотились в жизнь?

— Прежде всего по причине их дороговизны. Потому что в единую соцкарту необходимо было вшить чип для записи информации. Должна быть предусмотрена система защиты информации на этом чипе. Должна быть предусмотрена возможность перевыпуска соцкарты по причине ее износа. В итоге подсчитали все затраты, и пришли к выводу, что нецелесообразно все это затевать. Это во-первых.

«СП»: А во-вторых?

— А во-вторых посчитали, что и особого смысла в этом тоже нет. Льготы для российских пенсионеров в основном и так общефедеральные, региональных на деле-то раз, два и обчелся.

Общефедеральные же льготы прописаны в федеральном законодательстве. Так что в каком бы конкретно регионе ни проживал пенсионер, ему эти льготы так и так полагались, безо всякой дополнительной соцкарты. У инвалидов, скажем, имеется инвалидная книжка, по которой ему весь набор положенных льгот и предоставляется.

В-третьих, большинство наших пенсионеров старших возрастов не мобильны и живут в своих регионах. Это вам не немецкие пенсионеры-путешественники. Наши накрепко привязаны к своей малой родине, для них смена места жительства — это самая настоящая трагедия. Вот и получается, что особого смысла в единой соцкарте нет, раз массово никто между регионами не перемещается.

Кроме того, сейчас идут разговоры о реализации предоставления права пенсионным фондам заключать соглашения с субъектами РФ о передаче ими выплат социального характера. То есть о том, что если вдруг пенсионер все же переехал в другой регион, местный пенсионный фонд автоматически начинает с ним работать, имея всю информацию о человеке.

Вот и получается, что реально никаких улучшений жизни пенсионеров единая соцкарта не даст, на мой взгляд.

«СП»: Но ведь Госдуме всего этого не могут не знать. Зачем же в очередной раз озвучивается, получается, изначально обреченная инициатива?

— Просто партии входят в предвыборный сезон, а это обстоятельство требует, чтобы электорат о той или иной партии заговорил в том или ином ключе, вот и все.

«СП»: Звучит так, как будто у нас в России уже прямо передовая система администрирования пенсионных льгот, и никаких проблем, над которыми могли бы наши парламентские партии по-настоящему потрудиться, не осталось?

— Если не брать в расчет сам размер и конкретно систему пенсионных накоплений, то да, безо всякой иронии можно сказать, что у нас, действительно достаточно хорошее пенсионное администрирование. Оно достаточно прозрачное, и, кроме того, во многом предоставляется уже в превентивном порядке.

Например, вы заранее может видеть, каков будет размер вашей пенсии к моменту ее назначения благодаря информации от пенсионных фондов. Вы можете вступать в удаленный диалог, скажем, с налоговой службой по пенсионным вопросам в зависимости от вашего возраста и трудового стажа.

Региональный аспект в этом плане мало чем уступает федеральному. С той лишь разницей, что на федеральном уровне взаимодействие идет удаленно через портал «Госуслуги», а на региональном — через многофункциональные центры (МФЦ) с обязательным присутствием заявителя в конкретном регионе.

Единственный аспект, который нужно серьезно докрутить — создание единой системы медицинского страхования. Вот тут, действительно, вопрос: а почему это мы все платим за обязательное медицинское страхование одинаково, а набор услуг по нему в каждом регионе свой, и жители глубинки, к примеру, не могут позволить себе планово пролечиться в Москве?

Конечно, определенные опции медстрахования сейчас расширяются на время летних отпусков, но этого, на мой взгляд, мало. Обладатель полиса ОМС должен получать не только экстренную помощь, но и одинаковый набор услуг на всей территории РФ вне зависимости от региона проживания. Вот над этим, на мой взгляд, не худо было бы поработать.

Источник