Охота на танкеры: Запад ведет разведку по всем морям-океанам, разыскивая места, где Россия перегружает нефть

Охота на танкеры: Запад ведет разведку по всем морям-океанам, разыскивая места, где Россия перегружает нефть

14 мая Евросоюз согласовал 17-й пакет санкций против России, принять его могут на следующей неделе. Как ожидается, они затронут российские танкеры и компании из третьих стран. В частности, речь идет о 149 танкерах, которые, как считают в ЕС, связаны с российским т.н. «теневым флотом».

За несколько дней до этого агентство Reuters опубликовал статью, в которой говорилось, что западным «контролерам» удалось вычислить местонахождение крупнейшего хаба по перегрузке российской нефти.

Как утверждает Reuters, это терминал Каримун в Индонезии. С недавнего времени он стал ключевым центром перегрузки российской нефти. В публикации отмечается, что сейчас этот хаб является перевалочным центром, где трейдеры хранят грузы, происхождение которых меняется перед реэкспортом.

«Согласно данным Kpler, с октября терминал, расположенный в зоне свободной торговли на острове примерно в 37 км к юго-западу от Сингапура, ежемесячно принимает российские нефтепродукты, которые экспортируются в Малайзию, Сингапур и Китай», — говорится в материале.

Отмечается также, что до недавнего времени поставки российских нефтепродуктов в Каримун были лишь эпизодическими.

«В этом году в Каримун было доставлено более 3,2 миллиона баррелей мазута, загруженного на нефтяном терминале в Усть-Луге, что почти в пять раз превышает объем за аналогичный период 2024 года. Также в этом году на терминал поступило около 1,6 миллиона баррелей российского дизельного топлива по сравнению с нулевым объемом в прошлом году», — утверждает автор.

По данным аналитиков нефтяного рынка, именно здесь теперь разгружаются танкеры, находящиеся под санкциями Евросоюза и Великобритании. После разгрузки часть этих грузов смешивается и продается через малоизвестные торговые компании, которые к тому же часто меняют названия. После этого нефть перестает быть подсанкционной, хотя против хранилища могут быть применены санкции за прием грузов с судна, подпадающего под санкции.

Единственное ли это такое место? И почему, если верить Reuters, оно находится в Индонезии?

— Это зона свободной торговли, расположенная на оживленных океанических маршрутах, — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Удобно с точки зрения логистики.

— В мировой экономике много подобного рода офшоров — нефтяных, финансовых, каких угодно. Зоны, где формальные ограничения не действуют или ослаблены, и где можно проворачивать «серые» сделки, в том числе для обхода санкций.

По большому счету, это неотъемлемый элемент современного мироустройства.

«СП»: Что значит «Запад вычислил»? Ведется специальная разведка, охота за судами?

— Конечно, ведётся разведка. Это бесконечная игра в кошки-мышки. Идёт охота за нарушителями санкций, а они придумывают новые способы их обхода.

«СП»: Но эта охота тоже требует затрат. Прямых или косвенных. Кто их покрывает? Сами? Стоит ли овчинка выделки?

— Основной смысл — измотать нарушителей санкций, создать им максимум препон, сделать обход санкций, в конечном счёте, невыгодным. Полностью реализовать это, конечно, вряд ли получится, но попортить кровь теневым нефтетрейдерам — почему нет?

«СП»: Что Запад может в теории предпринять против этого хаба? Новые санкции обещают…

— Здесь могут быть разные способы воздействия. Сама огласка такой информации — уже удар по деловой репутации. Далее, возможен бойкот продукции, выходящей из этого хаба.

Но санкции тоже имеют свою цену и в конечном счёте оборачиваются против тех, кто их вводит. Думается, что Запад уже близок к исчерпанию безопасных для себя мер воздействия на Россию, так что это все уже в большей степени информационный шум.

Закроется этот хаб — появится другой. Лазейки всегда найдутся, нефть нужна всем.

— С точки зрения международного права в этом нет ничего экстраординарного, — говорит
замгендиректора Института национальной энергетики. Александр Фролов.

—  Но на Западе волнуются. Притом, полагаю, в большей степени волнуются европейские законодатели, а не европейские перевозчики, которых они лишают доходов, отсекая такого заказчика, как российские нефтяные компании.

«СП»: Автор материала добавляет, что до недавнего времени поставки российских нефтепродуктов в Каримун были лишь эпизодическими. То есть не было потребности? А сейчас она резко возросла?

— Не могу прокомментировать, так как в данном случае надо полностью положиться на точность информации и выводов автора. Но можно предположить, что перед нами один из методов адаптации к санкциям против так называемого «теневого флота».

«СП»: После перегрузки нефть перестает быть российской, а следовательно — подсанкционной. Это значит, что Запад уже ничего не может противопоставить?

— Почему, в наше время можно ожидать самых экзотических санкций. Самое простое — продолжат бегать за отдельными судами или требовать дополнительных документов, подтверждающих происхождение нефти.

Или хотя бы сделают такого рода проверки обязательными. Сейчас капитаны судов, на которые осуществляется перелив, насколько мне известно, могут инициировать проверку, если у них есть обоснованные сомнения в происхождении нефти.

«СП»: Если хаб закроется, насколько это критично для России? Есть ли другие варианты? Много ли, таких хабов, по-вашему. И какова их перевалочная мощность? Какой процент от общей российской нефти занимает эта перевалка?

— Нефть нужна. Покупатель найдёт способ договориться с продавцом. Но главное — нам нужна самостоятельная экосистема морских перевозок и собственное судостроение полного цикла. А также маршруты поставки, которые никак не зависят от недружественных стран.

«СП»: Запад вновь обещает страшные санкции, включая санкции против теневого флота и 500% тарифы против стран покупателей российского сырья. Пойдут ли они на это? Чем это грозит российской нефти? Какие есть варианты выхода из ситуации?

— 500% — это звучит страшно, но никто на это не пойдёт. Как вы введёте санкции против Китая или Индии?

Новые суда — да, будут подпадать под санкции. А потом будут их обходить. Как и происходит последние три года.

Источник