Мост на Сахалин построят из «длинных» денег?

Мост на Сахалин построят из «длинных» денег?

К концу августа на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС) было накоплено 753 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в том же месяце год назад. Такие данные приводит Банк России.

Для сравнения: это стоимость строительства почти 6 мостов через Лену (130 млрд руб.). Хотя до примерной цены (800−900 млрд руб.) моста на Сахалин, которую подсчитывал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в июне 2024-го, сумма пока не дотягивает. Она также составляет почти 42% от установленной Минфином стоимости (1,8 трлн руб.) высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва — Санкт-Петербург».

ИИС-3 появился в начале 2024 года, заменив ИИС-1 и ИИС-2. Данный инструмент позволяет применять налоговые вычеты — на взносы и на доход от инвестиций. Правда для этого его нужно держать открытым минимум 5 лет (если ИИС-3 был открыт в первые годы действия), а после этого срок поэтапно будет увеличиваться до 10 лет.

Если закрыть счет до завершения требуемого срока, то придется вернуть государству все выплаты по налоговым вычетам. Старые счета при этом можно трансформировать в ИИС-3, а новый тип ИИС позволяет открывать до трех счетов.

Директор по развитию ИИС «БКС Мир инвестиций» Артем Киракосян рассказывал, что такая возможность стимулирует инвестиции в долгосрочные активы и тем самым наращивает объем долгосрочного капитала в экономике, который позволит реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, проводить модернизацию предприятий и стабильно финансировать государственные программы.

По словам эксперта, даже покупка ценных бумаг на вторичном рынке облегчает государству и компаниям доступ к новым средствам.

В разговоре с «СП» экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников подчеркнул, что деньги ИИС идут на проекты со сроком окупаемости более трех лет.

— Государству выгодны ИИС, потому что они являются источником «длинных» денег, которые идут на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Средства, конечно, могут тратиться на разные цели, в том числе и на финансирование выпуска ОФЗ, на облигации, которые выпускаются под разные инфраструктурные проекты, а также на «зеленые» ценные бумаги.

«СП»: Насколько существенна в масштабах российской экономики сумма в чуть более 750 млрд рублей на ИИС?

— Пока это начало серьезного внимания государства к развитию финансового рынка. Думаю, что постепенно под эту тенденцию будут меняться условия налоговых льгот для физлиц, которые будут размещать средства на данных счетах, что будет повышать привлекательность ИИС и других форм долгосрочных сбережений.

На это будет влиять снижение текущих депозитных ставок, особенно если доходность инвестиционных счетов будет выше, чем по банковским вкладам.

Регуляторы уже прочертили линию на формирование многочисленных стимулов для частных инвесторов для участия в финансовом рынке, что выражается в том числе в увеличении количества инструментов.

К примеру, рассматривается вопрос поддержки выхода компаний на IPO. Все же национальная цель предполагает удвоение капитализации российского фондового рынка к 2030 году, до 66% ВВП.

ИИС в этом смысле — один из важнейших финансовых инструментов.

Стратегическая линия государства соответственно заключается в растягивании сроков инвестиций частных инвесторов и повышении привлекательности таких вкладов.

Директор Института нового общества Василий Колташов не согласился с тем, что индивидуальные инвестиционные счета способны положительно повлиять на экономику в целом.

— Это не вопрос про «длинные» деньги, но про средства, которыми могут воспользоваться лишь коммерческие банки.

Сами по себе накопления в таком виде не нужны гражданам и государству. Они для них не выгодны, потому что средства на таких счетах не повлияют на экономический рост.

В российской экономике пока нет эффективного механизма инвестирования «длинных» денег и механизма, который защитил бы их от инфляции, девальвации рубля, падений фондового рынка, которых мы пережили достаточно много.

«СП»: Как россияне еще смогут сохранять и приумножать свои сбережения?

— Можно вкладывать в недвижимость, после чего получать с нее ренту, в ценные бумаги, или, если не хочется рисковать на биржах, то в правительственные облигации.

Остаются также банковские депозиты и золото, которое вполне подходит для консервативных инвесторов. Хорошим вариантом будет вложение средств на обезличенный металлический счет.

«СП»: Для снятия средств с новых ИИС-3 без возвращения налогового вычета нужно подождать 5 и более лет. Выгодно ли это гражданам?

— 5 лет — очень большой срок. Курсы валют и цены на нефть за такое время существенно меняются.

Граждане, управляя своими деньгами на депозитных счетах коммерческих банков, принимают новые решения раз в 3−6 месяцев. Даже лимит в 3 года, который был актуален для открытых до конца 2023 года ИИС, слишком большой.

Все решения с вложениями принимаются оперативно. Непонятно, зачем нужно отдавать в управление свои деньги на столь большой срок и не пользоваться ими.

«СП»: Есть ли у государства другой способ привлечения «длинных» денег в экономику?

— Если, предположим, нужно построить сеть из 25 веток (включая «Москва — Санкт-Петербург» и «Москва — Казань») высокоскоростных железнодорожных магистралей, то можно произвести дополнительную эмиссию акций РЖД.

Далее готовится план реализации проектов в правительство, включая механизмы контроля, а Банк России покупает эти акции и кладет себе на баланс. Целью станет докапитализация компаний, которые построят необходимые инфраструктурные объекты под контролем кабинета министров.

Разговор об инфляционных рисках в этом случае неактуален. Деньги пойдут на стимулирование промышленного производства. При увеличении денежной массы вырастет и товарное предложение, за счет чего будет достигнут баланс и произойдет расширение экономики.

Этот метод можно применять под любые наиболее крупные проекты. Но надо очень внимательно смотреть на потенциальный результат для экономики в целом.

Все же действия Банк России не должны ограничиваться кредитованием коммерческих банков и попыткой достичь таргета по инфляции в 4%.

Последнего можно добиться не за счет ограничения производства и потребления, но благодаря промышленному росту и наращиванию масштаба экономики на фоне увеличения товарного предложения.

Источник