Государство хочет вернуть себе Домодедово. Аэропорт оказался под иностранным влиянием

«Ведомости»: Генпрокуратура заявила об иностранном контроле аэропорта Домодедово

Государство хочет вернуть себе Домодедово. Аэропорт оказался под иностранным влиянием

Генеральная прокуратура России подала иск о взыскании в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ холдинг», управляющего аэропортом Домодедово. Надзорное ведомство утверждает, что стратегически важный объект оказался под иностранным контролем, что нарушает законодательство. Владельцев аэропорта Дмитрия Каменщика и Валерия Когана обвиняют в сокрытии реальной структуры владения, а также в саботаже модернизации инфраструктуры. В Домодедово заявляют, что аэропорт действует в рамках закона, но окончательная позиция будет сформирована после ознакомления с иском. Первое заседание арбитража назначено на 28 февраля.

Генпрокуратура РФ подала иск о взыскании в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ холдинг», владеющего операционными компаниями аэропорта Домодедово. Надзорное ведомство также требует признания недействительной смены юрисдикции ряда структур холдинга. Иск, с которым ознакомились «Ведомости» и «Коммерсантъ», зарегистрирован 28 января, первое заседание Арбитражного суда Московской области назначено на 28 февраля. Поводом для обращения в суд стала многомесячная проверка, в ходе которой изучались сделки с активами, порядок выделения земель и строительство объектов.

По версии Генпрокуратуры, группа компаний «Домодедово» оказалась под иностранным контролем, что противоречит законодательству.

В иске указано, что стратегически важные объекты — аэродромная инфраструктура, пассажирские терминалы и грузовые комплексы — не могут управляться иностранными инвесторами без согласования с правительственной комиссией.

Согласно материалам дела, структуры аэропорта контролируются резидентами иностранных государств — владельцем Домодедово Дмитрием Каменщиком (Турция, ОАЭ) и председателем наблюдательного совета Валерием Коганом (Израиль). До 2016 года Домодедово контролировали граждане острова Мэн, затем 100% «ДМЕ лимитед» приобрела мальтийская «Аламо лимитед», конечным бенефициаром которой стал Каменщик. Генпрокуратура утверждает, что Коган также фактически контролировал активы, получая сопоставимый объем дивидендов.

Государство хочет вернуть себе Домодедово. Аэропорт оказался под иностранным влиянием

С 2016 года, по версии надзорного ведомства, Каменщик и Коган создавали новые юрлица и устанавливали контроль над стратегическими активами без согласования с властями. В результате была сформирована группа из 25 компаний, каждая из которых имеет стратегическое значение.

В 2024 году владельцы Домодедово якобы попытались скрыть иностранное участие, передав стратегические активы под управление ООО «ДМЕ холдинг».

Однако они не раскрыли ФАС России реальную структуру владения, скрыв роль Когана и участие ирландского инвестора DME Airport Designated Activity Company. Это позволило получить одобрение сделки без необходимых проверок.

Прокуратура также обвиняет владельцев в саботаже модернизации инфраструктуры и нецелевом расходовании бюджетных средств, что, по версии ведомства, привело к хищению.

В Домодедово заявляют, что аэропорт действует в рамках закона, но окончательная позиция будет сформирована после ознакомления с иском.

Запросы в Генпрокуратуру пока остаются без ответа.

Юристы отмечают, что прокурорской проверке предшествовал детальный аудит, а подобные иски часто удовлетворяются судами. Однако известны случаи, когда прокуратура отказывалась от требований, если ответчики предоставляли убедительные доказательства. В целом же практика складывается не в пользу частных владельцев стратегических активов.

Нарушения в Домодедово

Попытки вернуть Домодедово государству предпринимаются не впервые.

В 2008 году Росимущество пыталось оспорить приватизацию, но суд отклонил иск.

В 2011 году после теракта в аэропорту (37 погибших) тогдашний президент Дмитрий Медведев требовал раскрыть информацию о собственниках.

Позже были возбуждены дела о нарушениях при передаче земель и халатности при реконструкции объектов, однако большинство из них завершились без серьезных последствий для владельцев.

В 2015 году Каменщика и топ-менеджеров обвиняли в оказании небезопасных услуг. Фигурантов поместили под домашний арест, но в июле 2016 года освободили. Генпрокуратура утверждала, что состава преступления в действиях обвиняемых не было и четырежды направляла руководству Следственного комитета представления о прекращении дела, которое закрыли в том же году.

В 2020 году Следственный комитет возбудил дело о халатности при реконструкции аэропорта с ущербом 107,2 млн руб. Следствие утверждало, что с 2012 по 2019 год работы по модернизации полос и рулежных дорожек не контролировались должным образом. Итогов расследования публично не сообщалось.

Источник