Где бензин? НПЗ сократили мощности, чтобы построить защиту от дронов

Где бензин? НПЗ сократили мощности, чтобы построить защиту от дронов

Правительство России всего за три дня сделало два противоположных заявления об импорте бензина в Россию. Сначала вице-премьер кабинета министров Александр Новак сообщил, что ввозная пошлина из третьих стран обнулена, экономические операторы получили возможность поставлять бензин, дизельное топливо и иные нефтепродукты на наш рынок. Это было в среду.

В четверг Владимир Путин на пленарной сессии Российской энергетической недели заявил, что Россия обладает уникальными запасами углеводородов и полностью обеспечивает себя любыми видами топлива. В ответ на это в пятницу вышеупомянутый Новак сообщил, что абсолютно никакой необходимости в импорте топлива не существует.

В то же время из множества регионов России уже не Новак, а обычные люди сообщают, что на заправках большие очереди, а более чем 20 или 30 литров в один бак (в зависимости от региона) заливать запрещено.

С точки зрения правительства, есть дефицит бензина или его нет — решает исключительно глава государства. А с точки зрения обычных людей — дефицит очень даже большой. О причинах нехватки бензина в нефтеносной стране или у «бензоколонки мира», как нас называют враги, «Свободной прессе» рассказал независимый эксперт по международной торговле углеводородами Николай Макеев.

— Главной причиной дефицита топлива являются массовые обстрелы российских НПЗ киевской хунтой и её пособниками. Дело не в том ущербе, которые нанесли эти бомбёжки, а в профилактических работах с нашей стороны. Над хранилищами топлива и цехами варятся металлические каркасы и на них навешиваются полимерные сетки, которые должны принять взрыв и огонь на себя в случае атаки, чтобы не пострадала ценная инфраструктура. Я бываю на предприятиях и вижу, как это делается. Все эти работы несовместимы с закачкой нефти в хранилища и транспортировкой готового топлива. На время таких оборонительных мероприятий работа НПЗ полностью или почти полностью останавливается.

Существует официальная статистика о «неплановых работах» на НПЗ. На конец сентября простаивало около 40% всех мощностей, через которые ранее проходило почти 340 тысяч тонн горючего в сутки.

«СП»: Россия теряет 340 тысяч бензина в сутки?

— Если не больше, я оперирую официальными данными. Обычно количество останавливаемых на традиционную сезонную осеннюю диагностику и модернизацию перерабатывающих комплексов в России не превышает 15% от суммарного.

Сейчас стоит почти половина мощностей.

«СП»: Как долго это продлится?

— Думаю, что к началу нового года все уязвимые НПЗ накроют крышами и сетками, и они смогут работать в обычном режиме. Но это — моя экспертная оценка. Регламент всех таких работ засекречен. Кто-то успеет раньше названного мной срока.

«СП»: Нужен ли импорт бензина при такой истории?

— В рабочем состоянии в начале октября остался ежедневный объем производства в 555 тысяч тонн, которых явно не хватает для удовлетворения внутренних потребностей в моторном топливе.

Нехватка бензина и дизеля в оптовом сегменте спровоцировала и усугубила дефицит горючего на заправках. Владельцы независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально-интегрированных компаний и лишены «прямых» поставок с головных НПЗ, закупают топливо на бирже. Из-за роста котировок на крупных сырьевых торговых площадках закупки и торговля в рознице независимыми владельцами стали нерентабельными.

Говоря проще, бензин у них есть. Но им запрещено государством завышать конечные цены, а как частники — они просто перестают его продавать в ожидании того, когда антимонопольные власти разрешать поднять цену.

Потери 40% мощностей переработки привели к тому, что сырье перестало поступать на резервные склады. А они были главным инструментом рыночного регулирования в тот самый период сезонного роста цен, который происходит именно сейчас.

«СП»: По выступлениям Новака непонятно: в среду мы будем покупать бензин за границей, а в пятницу — не будем. Как на самом деле?

— Мы уже стали покупать у Белоруссии 300 тысяч тонн в месяц для западных регионов. Для восточных — есть планы с Китаем. Но там будет меньше, чем у Белоруссии, потому что население и количество машин в восточных регионах нашей страны меньше, чем в западных.

«СП»: В сети есть информация, что в правительстве обсуждается отказ от таких топливных норм, как «Евро-5» или даже «Евро-4» ради ускорения процесса производства бензина. Это слухи, или они имеют почву под собой?

— Технологический фундамент для топливной отрасли в нашей стране закладывался в прошлом веке, когда таких норм либо не было, либо мы им не следовали. Евростандарты сделали бензин более дорогим для водителя.

Есть ли от этого экологическая польза — это лучше спросить у экологов. Может быть, и есть, а может — это просто лоббизм отдельных бизнес-структур, которые берут деньги за внедрение своих присадок к автомобильному топливу.

В правительстве России обсуждается возможность разрешить при производстве моторного топлива использование монометиланилина — октаноповышающей присадки, которая была запрещена в России с 2016 года из-за экологических требований. И заменена на аналогичную, только не нашу.

Поэтому от всех этих «Евро-5» вполне можно отказаться без ущерба от экологии.

Источник