
Самолет «Байкал», с которым региональная авиация связывала радужные надежды, в ближайшее время мы не увидим — скорее всего он и останется в виде «демонстрационного образца».
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) в настоящий момент проходит ответчиком по 58 (!) судебным искам на общую сумму около 5,8 млрд рублей. Новое заявление против предприятия 11 ноября подал Наро-Фоминский машиностроительный завод (НФМЗ, входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех»). Иск завода к УЗГА составляет 230 млн рублей.
Всего на сегодня в производстве почти 60 дел, в которых УЗГА является ответчиком, и требование долга от Нарофоминского машиностроительного завода отнюдь не самое крупное. Самый большой иск — на 4,7 млрд рублей подало на УЗГА в июле 2025 года Минобороны России. Первое заседание по нему состоится 8 декабря 2025 года.
Напомним, УЗГА вроде как создает легкомоторные самолеты ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога». Руководством завода, да и «Ростехом» тоже, было обещано, что первая модель поступит в эксплуатацию в 2025 году, а вторая — до конца 2026-го.
Кстати, незадолго до этого стало известно, что производитель давно обещанного самолета Бе-200, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева (входит в Объединённую авиастроительную корпорацию ГК «Ростех»), больше не будет публичным обществом. Решение единогласно приняли акционеры на внеочередном собрании.
Это значит, что скорее всего о расходах на этот самолет мы не узнаем больше никогда. Компания внесёт изменения в устав, сообщит об этом Банку России и получит освобождение от обязанности раскрывать корпоративную и финансовую информацию. Это значит, что в общем доступе не будет данных о финансовых операциях и аффилированных лицах.
Самая известная продукция ТАНТК им. Бериева — самолёты-амфибии Бе-200 с отечественным двигателем ПД-8. О нем, судя по всему, можно тоже забыть.

Складывается впечатление, что в нашем авиапроме деньги бесследно исчезают, как в черной дыре. Эти подозрения появились и у высших государственных деятелей.
Что происходит с «Байкалом» и будет ли замена региональному самолету Ан-2? С такими вопросами «СП» обратилась к заслуженному пилоту СССР, члену Общественного Совета Ространснадзора, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олегу Смирнову.
— На катастрофу с созданием «Байкала», который должен был заменить «Ан-2», обратил внимание полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Дословно он сказал: «Ситуация с разработанным на смену легендарному Ан-2 новым легким многоцелевым самолетом ЛМС-901 „Байкал“ зашла в тупик, производство самолета не ожидается».
К его мнению прислушались, но тут за самолет началась драка — кто будет «доводить до ума» его конструкцию? И вот, ответственность взял на себя Уральский завод гражданской авиации. При этом мало, кто задался вопросом: а где миллиарды из бюджета, уже потраченные на его создание?
«СП»: Теперь, похоже, к проблеме «бюджетной дыры» добавились проблемы посерьезнее: завод-производитель «Байкала» скорее всего будет объявлен банкротом.
— Долг почти в 6 миллиардов — за месяц не погасить. Рыночная экономика диктует свои правила. Вариантов всего два: либо вернуть потраченное, либо объявить себя банкротом. Скорее всего, произойдет второе.
«СП»: Можно ли в этой связи вообще говорить о массовом производства «Байкала»?
— Массовое производство «Байкала обещали начать в нынешнем, 2025 году. Но думаю, теперь этот проект можно похоронить в недрах Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Производство самолета — это сложный процесс, различные его детали производят на разных заводах по всей стране. Видимо, Уральский завод гражданской авиации задолжал всем, кому только можно.
«СП»: Сейчас, вероятно, в ОАК будут просить дополнительные деньги на производство «Байкала»"?
— Думаю, для начала УЗГА должен вернуть потраченные миллиарды или по крайней мере отчитаться о том, как их потратил. Ведь что получается? Производитель по сути обманул государство, запросив из нашего с вами кармана в военное время миллиарды, а в результате получился абсолютно непригодный самолет.
Сроки при этом лукаво сдвигали вправо — то к 2030 году, то к 2040-му, то есть ко времени, когда на своих должностях уже не будет ни тех, кому давали обещания, ни тех, кто их давал.
Это, к сожалению, система в современном авиастроении: врать, вводить в заблуждение, и бесконечно просить бюджетные деньги, которые растворяются в карманах чиновников от авиации.
Я считаю, что ситуация с «Байкалом» должна стать показательной. Этой системе должен быть положен конец.
«СП»: Что в «Байкале пошло не так? Вроде бы это переделанная, усовершенствованная модель Ан-2, двигатель — наш. Что не так в конструкции?
— Конструкция была признана непригодной для региональной авиации. Судите сами: для Ан-2 была нужна взлетно-посадочная полоса длиной 400 м, а для «Байкала» — 1200 метров. Где в регионах, где ВВП нет в принципе, найти такие условия? Понятно, что это тупик.
Ан-2 часто сажали вне аэродрома, а для этого нужно было летное мастерство. В поле сесть — это не на аэродроме приземлиться. А для «Байкала» в его нынешнем виде надо найти длинную взлетно-посадочную полосу в регионе. Миссия невыполнимая. И еще: Ан-2 был рассчитан на 12 пассажиров, «Байкал» — на 8−9. К тому же он летает на бензине, а не на керосине. А авиабензин у нас выпускать перестали. Куда ни кинь — тупик. «Байкал» получился такой пластмассовой игрушкой для отчета чиновникам.
«СП»: На днях стало известно, что о настоящем прорыве в нашей авиации. Начал регулярные полеты самолет «Русская Арктика», в который наши авиаконструкторы переделали легендарный Ан-2. Модернизированный биплан собрали на омском ООО «Авиаремонтное предприятие «Мотор». Владелец завода, заслуженный полярник России Юрий Петров, не просил у государства денег, не обращался в Объединенную авиастроительную корпорацию. Он нашел спонсоров в Омской области, увлек людей. В итоге, без бюджетных миллиардов «Русская Арктика» встала на крыло. Почему бы и «Байкал» не передать таким энтузиастам авиации?
— Таких энтузиастов, как Юрий Петров, в стране единицы. Это не чиновник, считающий, как бы лишний миллиард выбить, а человек, болеющий за авиацию. И это отлично, что такие люди в России остались. Именно они и должны развивать авиацию, а не корпорации и концессии, в которых исчезают бюджетные деньги.
Я надеюсь, что в печальной истории «Байкала» разберутся компетентные органы и накажут наконец тех, кто вместо развития авиации занимается пополнением собственного благосостояния.










