Дорожно-транспортная инфраструктура страны стала безопаснее и комфортнееГригорий Гончаров (Райтер)
Стартовавший в 2019 году национальный проект «Безопасные качественные дороги» стал одним из самых узнаваемых и масштабных. За это время в стране стало на 100 тысяч километров дорог с качественным покрытием больше. Обновился и парк общественного транспорта: порядка 12,6 тысячи современных автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов вышли на улицы российских городов. А к концу года к ним прибавится еще порядка 800 новых машин. Но дело не в цифрах. Изменения почувствовали миллионы людей, обновление дорожной сети затронуло крупные города и деревни, туристические и школьные маршруты, путь к больницам и спортивным центрам — нацпроект не просто значительно улучшил состояние дорог, но и повысил качество жизни. О том, как дорожно-транспортная инфраструктура России становится безопаснее и комфортнее, — в материале «Ленте.ру».
Один из самых узнаваемых среди жителей
Работы по нацпроекту ведутся как на федеральных трассах и региональных дорогах, так на улицах городов и подъездах к селам. По всей стране обновляется дорожное полотно, строятся и реконструируются искусственные сооружения: мосты, развязки, путепроводы, эстакады. Улучшается транспортная доступность регионов, дороги к социально значимым учреждениям становятся комфортнее, на маршруты выходят новые автобусы, троллейбусы, электробусы и трамваи.
Как результат — создание комфортных условий для учебы и работы, для отдыха и воспитания детей. Позитивные перемены не остались без внимания жителей регионов. Нацпроект является одним из самых узнаваемых среди населения
Марат Хуснуллиниз выступления заместителя председателя правительства России
На протяжении всего времени реализации дорожной инициативы удавалось сохранять позитивное направление развития и прирост выполняемых работ. Так, за шесть лет обновлено более 100 тысяч километров дорог. Если, в 2019 году доля дорог в городах в нормативном состоянии составляла 44 процента, то к концу прошлого года она превысила 82 процента. А на региональных дорогах аналогичный показатель за пять лет вырос с 43 до 53 процентов.
Не осталось без внимания еще одно важное направление работы — дороги к социально-значимым объектам. Было обновлено более пяти тысяч участков дорог к образовательным учреждениям, более трех тысяч — к медицинским, и более двух тысяч — к местам туристического осмотра.
В этом году нацпроект «Безопасные качественные дороги» завершается, его преемником станет новый — «Инфраструктура для жизни»
Он сохранит все лучшие практики завершающегося, а диапазон его задач расширится. Дорожно-транспортная система страны продолжит совершенствоваться.
«Мы и дальше продолжим создавать новые скоростные трассы, разгружая при этом улично-дорожную сеть, улучшая экологическую обстановку в населённых пунктах по всей стране для повышения качества жизни наших граждан», — подчеркнул министр транспорта России Роман Старовойт.
Дороги в больших и малых населенных пунктах
Нацпроект преобразил как крупные города, так и небольшие населенные пункты. Безопасная и современная дорожная инфраструктура становится не только индикатором развития российских регионов, но и влияет на качество жизни.
Так, уделяется внимание дорогам в городах. Например, в Благовещенске отремонтировали участки нескольких ключевых улиц: Театральной, Ленина и Амурской. Работы проводились комплексно: помимо обновления дорожного покрытия, дорожники заменили ливневую и кабельную канализацию, установили новые дорожные знаки и нанесли разметку.
Всего в этом году в городе обновили 4,5 километра улично-дорожной сети. Местные жители уже оценили изменения.
Новое гладкое покрытие, новые остановки, яркое хорошее освещение, четкая разметка ― и ехать, и гулять приятно. Конечно, это повышает престиж нашего города. Теперь и гостей можно прокатить, показать город
Максим Плахутинжитель Благовещенска
Ремонтируют дороги и небольших населенных пунктов — обновляют не только подъезды к селам, поселкам и деревням, но и участки сельских дорог, соединяющих их с райцентрами, маршруты к агрохолдингам и крестьянско-фермерским хозяйствам. Хорошие дороги позволяют сельским территориям повышать качество жизни, в том числе, развивать внутренний туризм и социальные сервисы.
Например, в Шегарском районе Томской области отремонтировали 25 километров трассы Каргала — Бакчар на участке между селами Каргала и Маркелово. Эта автодорога проходит по территориям Шегарского и Бакчарского районов и обеспечивает выезд на одну из востребованных трасс региона Томск — Каргала — Колпашево.
Здесь восстановили основание дороги, уложили новый асфальт, укрепили обочины, а также отремонтировали металлические и железобетонные водопропускные трубы. А для обеспечения безопасности на объекте появились новые знаки, сигнальные столбики, барьерное ограждение и разметка термопластиком.
Дороги к самому важному
Обеспечение комфортного и безопасного доступа к социально значимым объектам также в фокусе нацпроекта. Для этого ремонтируют дороги к детским образовательным и досуговым учреждениям, медицинским учреждениям, а также природным и культурным туристическим достопримечательностям.
Зачастую, это не только обновленное покрытие проезжей части, но и удобные пешеходные переходы, новые или модернизированные светофоры, заниженные тротуары для комфортного передвижения маломобильных жителей, обновленные остановочные пункты общественного транспорта.
Так, за шесть лет обновили более трех тысяч дорог, ведущих к больницам, поликлиникам, роддомам и так далее
Например, в Липецке привели в порядок почти 1,5 километра улицы Циолковского, где расположены сразу несколько важных объектов здравоохранения: противотуберкулезный диспансер, инфекционная больница и больница скорой медицинской помощи, а также стоматологическая поликлиника и медико-санитарная часть МВД России по Липецкой области.
Во время ремонта удалось сохранить текущие параметры дороги, при этом выделить по одной полосе для поворота налево на подъездах к перекрестку с улицей Космонавтов. Это существенно повысило комфорт проезда
Виталий Лесныхначальник управления главного смотрителя Липецка
На маршруте обновили асфальт на проезжей части и в пешеходных зонах, установили более 1,5 километров бордюра, новые светофоры и дорожные знаки, нанесли разметку и обустроили выделенные полосы для поворота налево.
«Раньше на Циолковского постоянно образовывались заторы, особенно в часы пик. А все из-за поворачивающих налево машин — объехать их было можно, но, зачастую, небезопасно. А теперь все, кому нужно повернуть, уходят в отдельный ряд и не создают помех основному движению. Отличное решение», — поделился впечатлениями липецкий водитель Станислав Мещеряков.
Также привели в порядок более пяти тысяч дорог к детским образовательным учреждениям. Например, в Брянске капитально отремонтировали 1,8 километра улицы Болховской, где расположены две школы и детский сад. Заменили асфальт, построили новые тротуары и отремонтировали существующие, установили новые пешеходные ограждения, а на проезжей части нанесли разметку, установили искусственные неровности и дорожные знаки.
«Это особенно актуально, так как рядом находятся детский сад и две школы. Новое дорожное покрытие — это прекрасно, и неровности тоже ― чтобы не разгонялись на хорошей дороге!», — отмечает местная жительница Алина Петрова.
Дороги к туристическим достопримечательностям
Еще один важный вектор работы — улучшение дорог к туристическим достопримечательностям. Для туристов дороги часто определяют первое впечатление о месте отдыха. С 2019 года их было приведено в порядок более двух тысяч.
Один из ярких примеров — Владимирская область. Так в регионе обновлено более 20 километров дорог, ведущих к достопримечательностям во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском. Это и Золотые ворота города Владимира, и Юрьев-Польские монастыри, также Суздальские торговые ряды, храмы и соборы. Ко всем этим объектам и многим другим обеспечен беспрепятственный и комфортный проезд.
В недавно отметившем тысячелетний юбилей Суздале за пять лет обновили порядка 10 километров дорог
В частности, обновили на улицы Транспортная, Гоголя, Коровники, Гастева, Ленина, Толстого, Пушкарская, Бульвар Всполье, Энгельса. Именно по ним пролегает множество маршрутов, как пеших экскурсионных, так и общественного транспорта, кроме того, здесь много социально значимых объектов. Помимо проезжей части, были приведены в порядок тротуары, обустроены остановочные площадки и пешеходные переходы.
В Юрьеве-Польском, который в 12 веке основал Юрий Долгорукий, и где находится жемчужина Владимирской земли — Георгиевский собор 13 века, отремонтированы участки улиц в историческом центре города. На улице Владимирской и Крестьянской площади на радость местным жителям, многочисленным туристам и паломникам также обновили дорожное покрытие.
В так любимой туристами Калининградской области также обновляют участки популярных маршрутов. Так, дорожники отремонтировали 8 километров трассы Зеленоградск — Приморск через Светлогорск, которая ведет к местам отдыха на морском побережье. На участке от поселка Круглово до Приморска помимо дорожного полотна обновили тротуары, обустроили остановки общественного транспорта, установили дорожные знаки, нанесли разметку. А всего на сегодняшний день в Калининградской области в нормативном состоянии находится 85 процентов дорог в городах и более 50 процентов на региональной сети.
Автолюбитель с тридцатилетним стажем, член общественного совета УМВД России по Калининградской области Владимир Ежиков рассказал «Ленте.ру», что за последние годы в регионе дорожное покрытие изменилось кардинально, особенно на побережье.
«Сейчас доехать до наших приморских городов, например Светлогорска или Зеленоградска, тысячи водителей и туристов могут очень легко, очень быстро и абсолютно безопасно — качество покрытия великолепное, безопасность очень высокая, обслуживание дорог на очень достойном уровне», — отметил он. По его словам, качество дорог по-хорошему удивляет приезжающих сюда иностранных туристов, а очень довольные дорожными переменами калининградцы надеются, что этот высокий стандарт, который здесь уже считают российским, будет поддерживаться и в дальнейшем.
«Это отличная опора для экономического, социального и культурного развития нашего янтарного края», — подчеркнул Владимир Ежиков.
Масштабные проекты
В Республике Северная Осетия (Алания) завершилось строительство обхода села Мичурино. Новый маршрут протяженностью 5,6 километра позволит вывести транзитный транспорт за пределы населенного пункта. Это делает движение по центральной улице села, где расположены социально значимые объекты, более безопасным.
На автомобильной дороге с двумя полосами движения в каждом направлении построены три путепровода, скотопрогон и мост через реку Фиагдон
Мостовые сооружения позволяют избежать пересечения дорог в одном уровне и снижают риск возникновения ДТП. Здесь проложили водопропускные трубы, перенесли на безопасное расстояние от движущегося транспорта линии электропередач, смонтировали освещение, установили железобетонное барьерное ограждение, разделяющее встречные потоки машин.
Стоит отметить, что в прошлом году был открыт еще один значимый участок — объезд села Чикола протяженностью 8 километров. Он связал ключевые дороги региона и улучшил доступ к Горной Дигории – исторической области на западе Северной Осетии.
Общественный контроль как основа нацпроекта
Дорожный нацпроект отличается прозрачностью и открытостью. Неравнодушные жители становятся общественными контролерами и принимают участие в реализации планов дорожных работ на всех этапах — от выбора объектов до приемки работ. В регионах более 500 общественников наблюдают за ходом дорожных работ, контролируют качество ремонта и следят за соблюдением интересов жителей.
На автомобильной дороге с двумя полосами движения в каждом направлении построены три путепровода, скотопрогон и мост через реку Фиагдон
Эксперт регионального отделения «Народного фронта» в Ленобласти Алексей Орлов работает с дорожниками бок о бок с 2019 года. Он отмечает, что в Ленобласти грамотно выстроена система общественного контроля дорожных работ.
Нам важно, что нас слышат: в программы ремонтов включаются дороги, о которых просят жители. Непосредственно на самих ремонтах мы получаем ответ на любой вопрос, касающихся насущных проблем. Будь то обустройство остановки, отсыпки обочины или установки знаков. Важно, что от нашего диалога в конечном итоге выигрывают жители Ленобласти
Алексей Орловэксперт регионального отделения «Народного фронта» в Ленинградской области
Один из ярких примеров совместной работы общественников и дорожников Ленобласти в этом году — обновление подъезда к городу Тельмана в Тосненском районе. Там привели к нормативам 3 километра дорог по просьбам местных жителей.
«Для нас ремонт этой дороги является знаковым. Бывший поселок имени Тельмана недавно получил статус города и продолжает активно развиваться. Движение здесь становится все более интенсивным, поэтому важно чтобы основная дорога была отремонтирована качественно и долго служила людям», — рассказал Алексей Орлов.
Общественный транспорт
С 2020, по нацпроекту в регионы поступило порядка 12,6 тысячи единиц подвижного состава. Причем, более шести тысяч автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев — в этом году. До конца года транспортные парки пополнят еще 800 машин.
Таким образом, в российских городах обновится более 400 трамваев, примерно столько же троллейбусов, почти 300 электробусов и более 12,2 тысячи автобусов
И все они современные: тихие, экологичные и комфортабельные, выпускаются на более чем 10 предприятиях по всей стране.
Сегодня в России общественный транспорт в поездках по городу успешно конкурирует с личными автомобилями, делая жителей городов более мобильными. Например, в первых числах ноября на маршруты в Челябинске вышли 38 новых автобусов. Они оснащены валидаторами для безналичной оплаты, зарядными устройства для телефонов, мониторами, кондиционерами, текстовыми и аудио информаторами, системой видеонаблюдения, все предусмотрено и для маломобильных пассажиров. Маршруты улучшат важнейшую связку Челябинска и крупного города-спутника Копейска.
«Я уже много лет работаю водителем, работа нее из легких, ответственность большая за пассажиров. Конечно, новый транспорт облегчил работу, как будто открылось второе дыхание. Удобнее, маневреннее, в салоне тепло, да и людям больше комфорта», ― комментирует водитель Владислав Очедовский. Всего в Челябинской области обновили 339 автобусов, еще 13 поступит до конца года.
Инфраструктура для жизни
В этом году нацпроект «Безопасные качественные дороги» завершается, но работы продолжатся по новому — «Инфраструктура для жизни». В ходе открытого диалога «100 вопросов о будущем России» Марат Хуснуллин сообщил, что впервые соединили нацпроекты по жилью и дорожно-транспортной инфраструктуре в один, так как от того, какая будет транспортная сеть, будет зависеть, где будут жить люди.
По словам Марата Хуснуллина, задача сейчас — «соединить все виды транспорта, посчитать через какой транспорт человек, пассажир либо груз доедет за максимально короткое время, потому что время в пути прямо влияет на экономику страны».
К 2030 году в нормативном состоянии должно быть не менее 85 процентов федеральных трасс и дорог крупнейших городов, построено не менее 50 автодорожных обходов населенных пунктов
Также планируется привести в нормативное состояние 60 процентов региональных дорог, а доля современных автобусов, электробусов, трамваев и троллейбусов достигнет 85 процентов.
Шесть лет реализации нацпроекта стали временем перемен для всей страны. Теперь хорошие дороги не только соединяют города и села, но и объединяют людей, ускоряют развитие регионов и создают условия для достойной жизни. Это не просто цифры и километры, это дороги, которые, без преувеличения, ведут к уверенному будущему.