В большинстве стран мира развитие мессенджеров вызывает тревогу у правоохранительных органов. Казалось бы, просто средство связи, ставшее за последние два десятка лет уже привычным, однако жульё всех мастей использует их в своих тёмных делишках: для продажи оружия, наркотиков, обмана доверчивых граждан и даже организации заказных убийств. В России законодатели в связи с запретами чаще вспоминают «WhatsApp»*. Дескать именно через этот мессенджер и идёт львиная часть всякого непотребства.
Только вот наши соотечественники главным образом волнуются не из-за мошенников, а потому, что государство может запретить им удобные средства связи и массовые школьные и домовые чатики, работающие чуть ли не на всех устройствах, даже смартфонах десятилетней давности.
Но депутаты — у них своё видение. Отличное от большинства россиян:
«Это самый популярный мессенджер в России на данный момент. Для мошенника это означает, что у него есть канал связи с жертвой в обход различных антифрод-систем, которые массово применяют операторы. Отсюда и различные сценарии в духе „сын в плену“, „ваша карта заблокирована“, „поздравляем, вы выиграли“. Но вместе с этим я соглашусь, что Telegram незаслуженно обделен вниманием — именно там продают наркотики, паспортные данные, оружие, даже детскую порнографию. Его выбирают за анонимность и слабую модерацию», — высказался общественник и депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, телеведущий, пропагандист, занимающийся связями с общественностью и политическими избирательными технологиями Александр Малькевич, ратующий за запрет популярных мессенджеров.
При этом отмечается «несговорчивость» администрации, управляющей мессенджером по отношению к требованиям нашего государства:
«Исторически „WhatsApp“* совсем не сотрудничал с нашими правоохранительными органами. К Telegram тоже в этом смысле есть вопросы, но он хоть что-то делает. Детище „Meta“** просто игнорировало всё, что могло», — говорит разработчик сайта Президента России Артём Геллер.
Более всего хотят даже не сам мессенджер запретить, а убрать возможность звонков через него:
«Ограничения на звонки — не панацея, но помогает. Вся индустрия мошеннических колл-центров держится на массовом прозвоне через интернет. Как я уже говорил, „WhatsApp“* используют как замену обычной связи, только без контроля. Запретив звонки, ты просто лишаешь мошенников самого дешёвого и эффективного инструмента. Работать они продолжают, но эффективность падает. Учитывая, что звонков по „WhatsApp“* стало в 3,5 раза больше в первом квартале 2025 года, мера более чем актуальна», — говорит Малькевич.
В риторике против популярных мессенджеров приводится и статистика правоохранителей:
«Только за первые пять месяцев текущего года с помощью „Telegram“ и „WhatsApp“* кибермошенники „увели“ у российских граждан 198 миллионов рублей. За тот же срок продажа наркотиков в России через эти средства связи возросла почти вдвое, на 83,7%. Используются современные средства и для организации террористических актов. Лишь в нынешнем году в РФ уже зафиксировано 679 таких преступлений».
И вроде бы всё понятно — и благие намерения защитить нас, и «вредность анонимных звонков». Но … Это самое «но» прямо «вопит» о том, что здесь явно что-то не то. Дело в том, что звонки через «WhatsApp»* практически бесплатны. Массе людей возможность такой вот функции мессенджера позволяет неплохо так сэкономить на мобильной связи. А мошенники? В противовес утверждению, что кибержулики в основном пользуются функцией созвона именно на «WhatsApp»*, многие россияне утверждают как раз обратное. Все основные моменты, когда людей пытаются «развести» происходят при звонках на обычный телефонный номер. Странно, да? Автору самому не единожды звонили телефонные разводилы, однако — ни разу через «WhatsApp»* …
Получается, что как раз дело не в мессенджере, а в том, что у большинства операторов сотовой связи есть такие интересные «фишки», само собой — платные, как «функция подмены номера», «предоставление виртуальных номеров». И, как уже сложилось стойкое впечатление, именно этими «фишками» пользуются всевозможные мошенники и спам-обзвонщики. Может быть надо с этой стороны посмотреть? А желание убрать из мессенджеров функцию звонков не есть ли лоббирование интересов крупных операторов связи, облизывающихся на те прибыли, которые можно было бы извлечь, снова загнав всех на звонки лишь через мобильную связь? Как версия?
Сторонники запрета звонков через мессенджеры мотивируют своё стремление тем, что в ряде арабских стран, например, в Саудовской Аравии и Катаре, действует запрет на звонки через мессенджеры. Обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями можно. А вот позвонить — никак. И, дескать, это и был бы спасительной «волшебной палочкой», с помощью которой можно было бы «превратить мошенников в безмолвные крысиные тени».
Но этим мотивировки сторонников «убрать» и «запретить» не заканчиваются. Они говорят следующее:
«На сегодняшний день полный запрет «Telegram» действует в Китае, Иране, КНДР и Сомали. Ожидается, что в скором будущем запрет будет введён и во Вьетнаме. «WhatsApp»* полностью запрещён в четырёх странах: Китае, КНДР, Сирии и Иране. Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет блокируют звонки через этот мессенджер, но само приложение под запрет не попадает. Дальше всех собираются пойти в Ирландии. Министр юстиции Джим О Каллаган внёс на рассмотрение парламента законопроект, позволяющий полиции и спецслужбам перехватывать частные сообщения в «WhatsApp»*, «iMessage», «Instagram»***, игровых чатах и спутниковых сетях, так как «старые способы слежки устарели».
Достойный список стран, на которые мы равняемся.
Дескать, «сымитировать звонок из „службы безопасности банка“ уже не выйдет». Ага. Не выйдет. Ведь обыкновенной сотовой связи и интернета соцсетями у нас ведь нет?
Вот и Артем Геллер это, может быть, даже сам не поняв некоей собственной «оговорочки», признаёт:
«Ещё никто не придумал такой механизм, чтобы хорошо это всё модерировать или быстро реагировать. Поэтому это беда глобальная, а не конкретных мессенджеров. В принципе, у мессенджеров как у способа коммуникации та же проблема, что и, например, у телефона: если есть телефонный номер, значит, вам могут дозвониться мошенники».
Но может быть, кроме предполагаемого лоббирования интересов операторов сотовой связи есть ещё что-то? Как думается, есть. И положительно ответить на этот вопрос позволяют снова слова разработчика сайта Президента:
«Мне кажется, что запретят или замедлят изначально „WhatsApp“*. В таком случае аудитория этого мессенджера перетечёт частично в „Telegram“, частично — в российский мессенджер „MAX“. В принципе, люди, по большому счёту, к этому довольно спокойно отнесутся, потому что на „WhatsApp“* не то, чтобы сильно завязаны бизнесы какие-то личные. Запрет же „Telegram“ и насильный перевод в российский мессенджер будут болезненными. Лояльности к законодательным органам такой шаг не добавит», — отмечает разработчик Геллер.
Интересно, а он сам имеет отношение к «MAX»? Не ясно. По документам, разработчиком платформы «MAX», продвигаемого как «госмессенджер», выступает ООО «Коммуникационная платформа». В организации официально работают около 300 сотрудников.
Ещё боле категоричен упомянутый выше общественник и депутат Александр Малькевич:
«Если выбирать между безопасностью миллионов и удобством нескольких тысяч, ответ очевиден. Мы хотим, чтобы нашим бабушкам по „WhatsApp“* и дальше звонили „генералы ФСБ“? Или чтобы дети получали приглашения в суицидальные чаты в Telegram? Тут не про политику, тут про здравый смысл. И если ради защиты своих граждан надо „прикрыть лавочку“, значит, надо».
Но если следовать логике таких, как господин Малькевич, то нужно запретить выпуск бумаги и пакетиков — в них наркоту фасуют, запретить кухонные ножи — ими зарезано немалое число людей.
И да, до мессенджеров, преступности в сфере торговли оружием, наркотиков, обмана доверчивых граждан и даже организации заказных убийств не существовало?
А давайте тогда ещё и запретим в магазинах и на строительных рынках продавать колюще-режущие инструменты. И ножи продавать гражданам РФ, и вовсе следует только при наличии специального разрешения и наличие справки с психбольницы. Необходимо не только интернет запретить на территории РФ в целях нашей безопасности, но и сотовые телефоны. А автомобиль вообще смертельно опасен! Давайте запретим, сколько тысяч жизней сохраним? И плевать на удобство миллионов!
В общем, жизнь становится лучше, жизнь становится интереснее?
*принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией
**признана в РФ экстремистской организацией
***принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru