Про дефицит кадров сказано уже много. Особенно напрягает нехватка медицинских специалистов, ибо она напрямую связана со здоровьем и жизнью граждан. Сегодня в мире не хватает 25 млн врачей, и этот дефицит, как пылесос, вытягивает компетентных специалистов из одной страны в другую. Россия, увы, не стала исключением. По официальным данным, в нашей стране не заполнено 49 тыс. вакансий врачей, а медсестёр, медбратьев и санитарок вдвое больше — 100 тысяч. Минтруд обнародовал свои расчеты: до 2030 года, то есть за пять лет, в систему Минздрава надо принять полмиллиона новых работников со средним специальным и высшим образованием.
А между тем в нашей стране выпускников медвузов всего около 70 тысяч в год. Но из этой своеобразной «армии Гиппократа» в медицинские учреждения могут дойти пара-тройка тысяч молодых специалистов. «Смена в белых халатах» «рассасывается» по частным клиникам, по фирмам, продающим медтехнику, в фарминдустрию — там выше заработок. А в государственный сегмент выпускники не рвутся: требования там жесткие, а нагрузка — большая. Точнее, там постоянная перегрузка.
Наконец они просто уезжают за рубеж. Своих сильных врачей Россия теряет, отпуская их за рубеж, а возникший вакуум заполняет кто? Правильно, гастарбайтеры из Средней Азии. А теперь в клиниках можно встретить и уроженцев не ближнего, а дальнего зарубежья, — из арабских стран вроде Сирии или из Африки. Уже многие отмечают, что табличек с русскими фамилиями в наших поликлиниках становится всё меньше. Но вот по данным Минздрава, в России работает всего-навсего 7000 врачей-мигрантов. Менее одного процента от общего количества медработников. Парадокс?
На самом деле всё банально просто. Секрет в том, что выпускники вузов быстро, еще во время учебы, проходят натурализацию, получают паспорт, и дальше статистика видит в них уже обычных россиян. Те, кто получал диплом еще в Душанбе, или Ташкенте, или Найроби, проходят процедуру нострификации — признания диплома.
А между тем, немалое число врачей-иностранцев попросту не знают русский язык в должном объёме. Естественно, это негативно сказывается на их взаимодействии с пациентами, а следовательно, и на качестве лечения. Но Минздрав почему-то не нашел оснований для проверки знания языка у иностранных врачей. В мае этого года представители нашего «ведомства Гиппократа» говорили, что правовых оснований для включения в процедуру аккредитации иностранных медицинских работников проверку знаний русского языка и коммуникативных навыков не усматривается.
«Что касается необходимости организовать дополнительные курсы русского языка для сотрудников, испытывающих трудности в общении с пациентами, то сообщаем, что согласно пункту 5 части 1 статьи 16 ФЗ от 21 ноября 2011 г. No 323-Ф3 „Об основах охраны здоровья граждан в РФ“ организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта РФ отнесена к полномочиям субъектов РФ», — «отмахнулись» чиновники от медицины.
Кстати, «незаменимые в белых халатах» не только приезжают в Россию на заработки. Иностранцами из Средней Азии заполнены и наши медицинские вузы. У нас много мигрантов среди ординаторов, то есть тех, кто проходит последипломное обучение. С нашими дипломами. Ещё больше их в среднем медперсонале, а именно — медсестер.
Но как бы то ни было — врачей и медицинского персонала по-прежнему не хватает. Скорее всего именно поэтому в нашем Парламенте хотели законодательно закрепить возможность «брать по квотам» (среди прочих направлений, где испытывается дефицит кадров) в медучреждения тех, кто не знает русского языка? Это предложение подверглось многочисленной и справедливой критике.
К примеру, член Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Кирилл Кабанов иронично отмечал:
«Действительно, а зачем врачу в российской поликлинике знание русского языка? Если пациент очень хочет жить, то пусть учит таджикский, киргизский или ещё какой-нибудь язык» …
Слава Богу, в последний момент, перед принятием, документа правительство все-таки передумало и вычеркнуло медиков из льготного списка. Так что прибывающим по квоте врачам всё же придется сдавать тесты, доказывая, что они владеют государственным языком нашей страны.
И ещё — вернемся к теме выпускников наших медвузов. Что касается очень большого числа «студентов из аулов и кишлаков». В основном они поступают на платной основе. Коммерция, знаете ли. Она сегодня во главе многого. Обучение в медицинском вузе стоит сегодня столько, что не каждый россиянин потянет его. А вот выходцы из Средней Азии вполне. Вот вам их большое число среди студентов. Как это изменить? Отменить коммерческое обучение в мед университетах. И принимать туда реально достойных, сдавших экзамены. Что касается наших, которые не хотят после выпуска работать там, где они нужны — вернуться к советскому опыту распределения после получения диплома. И обязательной отработки в 3-5 лет. По окончании этого срока — хоть в частные клиники, хоть «на Луну». А иначе нам когда-нибудь придется учить условный «таджикский», «киргизский» и прочие для того, чтобы понимать, что сказал врач и какое лечение он назначил …
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru