
Власти Польши заставляют своих граждан платить проценты по долгам Украины, заявил глава коалиции националистов и евроскептиков «Конфедерация» Гжегож Плачек.
Депутат сослался на данные польского Министерства финансов, согласно которым Польша намерена до конца года выплатить украинским кредиторам более 110 миллионов злотых (около 30 миллионов долларов). Он подчеркнул, что Варшава планирует платить ту же сумму и в следующие два года, хотя Украина еще не подавала соответствующие заявки в Еврокомиссию.
«Учитывая стремительно растущий дефицит бюджета и государственный долг, мы будем годами вносить свой вклад в погашение украинского долга? У нас что, кто-то сошел с ума? Это явно антипольская риторика! Заявки на 2026 и 2027 годы еще не поданы, но Минфин уже знает, что мы будем выплачивать проценты, хотя в Киеве пока никто даже не обращался за помощью!», — возмутился Плачек.
Глас вопиющего в пустыне? Кажется, поляки готовы сколько угодно платить, лишь бы Украина воевала с Россией. Конечно, победа на президентских выборах ярого украинофоба Кароля Навроцкого вселяет определенную надежду, но…
— Враг номер один для Польши — Россия, — уверен кандидат исторических наук, политолог и этнолог Вадим Трухачев.
— И что бы поляки ни говорили плохо об Украине, против России они будут ей помогать.
«Конфедерация» — это глухая оппозиция, никак не влияющая на принятие решений. Это жёсткие противники Украины. Но их база — всего семь процентов голосов. Учитывая усталость от охамевших украинцев, она может расшириться до 20% – как на выборах президента. Но этого мало, чтобы это как-то влияло на власть в нужную России сторону.
Навроцкий же в первую очередь — русофоб. Что бы он ни говорил плохо об Украине, к России он и его партия всё равно относятся хуже. Туск — меньший русофоб, но к Украине он относится ещё лучше Навроцкого.
Россия для поляков — большее зло. А бандеровская Украина — меньшее. И против большого зла любая польская власть станет помогать злу малому.
В политическом плане поляки — генетические русофобы. Для них Россия — абсолютное зло. И они готовы против России блокироваться с кем угодно, включая исламистов и инопланетян. Это касается и евроскептиков, и еврооптимистов. Потому вместо того, чтобы питать иллюзии насчёт разворота Польши в сторону благоразумия, следует всерьёз бороться с ней как с очень серьёзным противником, способным доставить России очень большие неприятности.
Значительных пророссийских сил в Польше нет и близко. Пискорский — хороший человек, но абсолютный политический маргинал. Да и «Конфедерация» — отнюдь не русофилы. Просто жёсткие евроскептики и укроскептики. Потому России всерьёз опереться в Польше не на кого.
— Ситуация, которой так возмутился пан Плачек, называется очень просто: «Не в коня корм!», — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Представьте себе, что вы мешками скармливаете своему породистому рысаку дорогостоящий овёс, но на бегах он вечно пасёт задних и не приносит ни призов, ни выручки на тотализаторе. Надеюсь, что ваша реакция на не дающие прибыли издержки будет предсказуемой…
Так и здесь: пока Польша надеялась использовать Киев в качестве тарана против России, и бандеровцы худо-бедно справлялись с возложенными на них задачами, финансированием Украины никто не возмущался. Потому что лучше финансировать участие других, чем воевать самому.
Но как только Киев стал проигрывать по всем фронтам, и масштабы этих неудач стали заметно расти, тут и зазвучали крики возмущения. И это вполне понятно: мы платим, значит, мы заказываем музыку, а не доносящиеся из оркестра фальшивые звуки.
«СП»: А при новом президенте, который, мягко говоря, не симпатизирует Украине, что-то может измениться?
— Перемены возможны не от симпатий со стороны тех или иных политиков, а от положения дел на фронтах СВО. Чем хуже ситуация будет для Киева, тем меньше поддержки будет присылать Запад: там всё-таки деньги считать умеют.
— Украина фактически живёт в долг, большая часть расходов ее бюджета погашается за счёт ЕС, — подчеркивает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Сложно сказать, какие конкретно долги погашает Варшава, но очевидно, это часть общего европейского бремени.
«СП»: Где еще Польша платит за Украину? Как много Варшава уже потратила на Киев с 2014-го или с 2022-го?
— В 2022—2023 гг. Польша потратила на помощь Украине около 29 млрд долларов, что составляет чуть меньше 4% польского ВВП.
С начала СВО ЕС потратил на помощь Украине 197 млрд долларов, так что вклад Польши весьма существенный.
«СП»: Слова Плачека — это глас вопиющего в пустыне? Многие ли польские политики решаются об этом говорить открыто?
— Нет, это не глас вопиющего, все больше поляков выражает недовольство расходами на Украину, а на президентских выборах в этом году лидер Конфедерации Славомир Ментцен получил внушительные 14% голосов, так что довольно значительная часть польского общества не хочет тратить деньги на помощь Украине.
«СП»: По-вашему, Варшава настолько отравлена русофобией, что готова бесконечно платить за Украину, лишь бы она воевала с Россией? Предела тут нет? Или все же в какой-то момент рванет? Или просто деньги закончатся?
— Поляки отнюдь не безумцы. Польша будет поддерживать Украину в ее вражде с Россией, но последние штаны ради этого отдавать поляки, конечно, не готовы.
Где пролегает грань, сказать сложно. Но можно утверждать одно — в победе России и полном разгроме киевского режима Польша не заинтересована точно, поэтому пока будет платить.
«СП»: Украинофобия — это естественно для Польши? Может ли когда-нибудь Киеву выставлен счет?
— В отношении к Украине Польша испытывает скорее чувство цивилизационного высокомерия и рассматривает ее как зону своего влияния. Польша всегда будет поддерживать антироссийский курс Украины.
При этом Киев для Варшавы — априорно младший, зависимый партнёр, и Польша всегда будет стремиться навязать Украине выгодные для себя решения. При определенных обстоятельствах долги, конечно же, станут удобным инструментом давления Варшавы на Киев.











