Чтобы там не говорили о том, что «ситуацию с бензином кто-то «раскачивает»», в регионах страны бензина не хватает, хоть тресни. И эта «бензиновая лихорадка» грозит не слабо ударить по нашей экономике. Даже запрет на экспорт не сбил биржевые цены, которые продолжают свой неумолимый рост. Власти обещают, что к концу сентября всё устаканится: сезонный спрос спадёт, заводы из ремонтов выйдут. Но уже сейчас видно, что цены на заправках растут быстрее инфляции. И тут поползли слухи: а не придётся ли нам бензин по талонам получать? Эдак литров 20 в сутки на машину. В общем, ситуация, как обычно, неоднозначная. Ситуация с топливом действительно вызывает беспокойство, и разговоры о талонах — хоть и кажутся крайностью — отражают напряженность момента.
С одной стороны, есть опасения и риски, а с другой — надежда на то, что всё образуется. Эксперты говорят, что теоретически все может быть, но на практике — «как карта ляжет».
Кандидат экономических наук Николай Кульбака считает:
«Правда это или нет, сказать сложно, реальной статистики-то нет, всё засекречено. Остаётся только на очереди на заправках да на рост цен смотреть. Цены растут, это да. Но чтобы прям катастрофически — не сказал бы».
А вот ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков уверен, обойдёмся без всяких талонов:
«Не думаю, что дойдёт до квот — 20 литров в бак. Если вдруг возникнет реальный дефицит, можно решить проблему проще. Например, завозить топливо из Беларуси. Или временно снизить требования к экологическому классу на наших НПЗ. Потребитель разницы особо и не заметит, если на время разрешат бензин классом пониже», — заявил он изданию «Царьград».
Правительство, конечно, не сидит сложа руки — у него есть целый арсенал инструментов для регулирования цен на топливо. Главные средства — это ограничение экспорта, демпферные выплаты нефтяникам и интервенции из государственных резервов.
А пока кризис не миновал, водители в Крыму, Хабаровском крае и Приморье вынуждены часами стоять в очередях, чтобы заправить свои машины. На многих заправках 95-го вообще нет. А власти Курильского района Сахалинской области, чтобы обеспечить работу экстренных служб, ввели ограничения на продажу топлива населению — с 20 августа не больше 10 литров в одни руки. По некоторым данным, власти некоторых регионов уже подумывают о талонах.
Однако эксперты уверяют, что скоро спрос упадёт и дефицит исчезнет. Особенно это будет заметно в октябре, когда многие вообще перестанут ездить на машинах:
«В сентябре потребление бензина падает, причём существенно. С дизелем наоборот — там и уборочная, и посевная. А вот бензина меньше нужно, потому что люди возвращаются в города», — объясняет Игорь Юшков.
По словам эксперта, дефицит есть только в отдельных регионах, и на это есть причины:
«Где-то просто не успевают доставить бензин в нужном объёме, потому что топливные базы, особенно на западе и юго-западе страны, подвергаются ударам. Приходится возить издалека. Либо, как в Крыму, там нет вертикально интегрированных компаний, которые всё делают сами: добывают, перерабатывают и продают».
А что с ценами?
Аналитики считают, что правительство сможет затормозить рост цен, но вернуть их к уровню начала года вряд ли получится. Рост цен на бензин — это дорога в один конец. В отличие от продуктов, которые могут дешеветь в зависимости от сезона, цены на топливо у нас только растут. По оценке эксперта Андрея Лободы, к концу 2025 года цены на основные марки бензина могут вырасти на 10–14%, хотя обычно рост не превышает 8–10%.
Что же делать?
«Единственный вариант — если вице-премьер Новак попросит нефтяные компании умерить аппетиты, намекнув, что эта история может дойти до самого верха, и тогда начнутся вопросы. Хотя, по правде говоря, в летнем росте цен на бензин в России нет ничего удивительного. Это как говорится, «никогда такого не было, и вот опять», — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru