Российскую государственность выстроить на основе принципа централизованной субъектности. Размышления автора о ключевых положениях конституции, как действующей, так и будущей.
Взгляд в ретроспективу
Приснопамятные 90-е. В постсоветской России — парад суверенитетов. Некогда автономные республики претендуют быть чуть ли не полноценными государствами. Их титульные этносы, наконец-то, обрели долгожданную «свободу», по обыкновению выраженную в господстве местных элит!
Русских, публично заклеймив империалистами и колонизаторами, гонят отовсюду. В бывших союзных республиках представителям государствообразующего народа дотоле единой страны почти официально предлагают дорожную карту: Чемодан — Вокзал — Россия!
В Эстонии и Латвии солидную часть населения, в основном русскоязычных жителей, лишают гражданских прав. Они — «лица без гражданства». На вопиющее нарушение справедливости и элементарных гражданских прав супердемократичная Европа закрывает глаза.
Этнократии в российских республиках на полном серьезе начинают подсчитывать «убытки», которые им в результате хозяйственной деятельности якобы принесла Москва, считай, русский народ. Подсчитывают убытки, требуя соответствующей компенсации!
В этнических субъектах граждане нетитульной национальности повсеместно отодвигаются со всех более-менее значимых должностей. Лакомые куски собственности захватывают представители этнократий либо аффилированные с ними лица.
Москва подписывает с отдельными республиками так называемый Федеративный договор. Большего унижения трудно представить. Национальные элиты диктуют федеральным властям свои права!
Западные эксперты, с удовольствием потирая ручонки, ожидают: какие регионы отвалятся от Российской Федерации вслед за «Республикой Ичкерия», объявившей себя независимым государством?
Федеральные округа
Новое руководство страны в лице президента Владимира Путина придумывает федеральные округа, по сути, некий аналог генерал-губернаторств из времен Российской империи. Я не очень хорошо разбираюсь в полузабытом ныне ремесле бондаря, но невольно возникает ассоциация с прохудившейся бочкой, которую скрепили дополнительными стальными обручами. Дырки на время залатали, но для стабильного будущего требуется новый и более совершенный каркас. В данном случае, речь идет о каркасе государственности.
Федеральные округа сыграли важную роль в стабилизации государственной системы Российской Федерации, но их время, думается, подходит к концу. Тенденции общественного развития диктуют необходимость иных подходов к обустройству Государства Российского.
Критерии ООН
Еще 10–15 лет тому назад я был радикальным сторонником губернизации России. Естественно, не в стопроцентном варианте. Есть такой макрорегион, как Северный Кавказ, в национальных образованиях которого неоспоримо доминируют титульные этносы. Шесть северо-кавказских республик имеют полное право на автономию в соответствии с известными критериями ООН.
Напомню, что по этим критериям правом на автономию обладают компактно проживающие этнические сообщества, если их численность на данной территории составляет не менее двух третей от общего количества населения. В отдельных случаях допускаются национальные образования с титульным этносом, насчитывающим простое большинство.
На Северном Кавказе, как упоминал, шесть республик соответствуют ооновским стандартам. Республика Адыгея с численностью титульного этноса в четверть населения в перспективе видится органичной частью Кубанского либо Таманского края.
На остальной территории России критерии ООН выдерживают: Чувашия, Татарстан, Тыва, Саха — Якутия. И все!
Все прочие титульные образования носят во многом искусственный характер, являясь рудиментами национальной политики большевиков, моментами доходившей до абсурда. В виду имею, прежде всего, автономную область и автономные округа с численностью титульного этноса в два-три процента. На сей счет публицистично ярко выразился известный российский писатель Александр Солженицын, назвавший автономные округа «сумасшедшим домом».
Это выражение Александр Исаевич использовал, выступая в 1994 году перед депутатами Государственной Думы.
Возможна ли новая губернизация России? В принципе, все возможно, вопрос лишь в критичности ситуации и наличии сил, способных осуществить на практике радикальные преобразования. В нынешней России это реально только с принятием новой конституции и жесткими действиями федерального центра в условиях военного либо чрезвычайного положения. Другими словами, через революционный путь. Без крови актуальную проблему решить не удастся!
Централизованная субъектность
В последние годы, видимо, со зрелостью, мне импонирует эволюционный вариант преобразований. Он более мягок и растянут по времени, поэтапен. В новом Основном законе российскую государственность следует выстроить на основе принципа централизованной субъектности. Что под этим понимаю?
В действующую Конституцию России — в обиходе часто именуемой «ельцинской» — заложена отчетливо выраженная асимметрия федеративного устройства. Одни субъекты Российской Федерации обладают несоизмеримо большими полномочиями, нежели другие. При этом, там же, в Конституции, подчеркивается равноправие субъектов Федерации.
Статья 5, пункт 1: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации». Пункт 4 той же статьи уточняет: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Пункт 2 названной статьи по существу противоречит всему изложенному: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».
Республики объявлены в Основном законе некими «государствами». Де-юре государственная структура нашей страны более похожа не на федерацию, а, скорее, конфедерацию!
Статья 3 Конституции Швейцарии: «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Союзной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу». Все логично, поскольку Швейцария официально именуется конфедерацией. Но даже в швейцарской сверхлиберальной конституции кантоны не являются государствами!
Пункт 2 статьи 5 Российской Конституции стал лакомой костью, брошенной беспомощным федеральным центром вконец обнаглевшим этнократиям в 90-е годы прошлого столетия!
С приходом к власти Владимира Путина «язва асимметрии» приглушена, но никуда не исчезла. Этнократии приспособились к сегодняшней политической конъюнктуре и затаились. Если в России произойдут турбулентные события, например, федеральная власть «качнется» в какую-то сторону, можно не сомневаться: элиты национальных регионов вмиг заявят об особых правах!
Принцип централизованной субъектности позволит по максимуму возможного выровнять статус субъектов Российской Федерации. С позиции «чистой логики», асимметрия федеративного устройства страны никуда не исчезнет. Республики сохраняются, но уже никак «государства» с конституцией и прочими привилегированными полномочиями, а как просто «национально-территориальные образования». Есть административно-территориальные образования, то есть края, области, города федерального значения, и субъекты России иного плана — национальные регионы.
Никаких республиканских конституций и конституционных судов быть не должно. У республики устав, равно как и у края, области. Что касается автономной области и автономных округов, их однозначно упразднить. Хватит играть в псевдодемократию!
Федеральному центру по отношению к этнократиям давно уже пора принять исчерпывающие меры, а где необходимо, показать и зубы.
Принцип централизованной субъектности не покушается на федеративные основы российской государственности, а лишь выравнивает до определенного уровня статус субъектов Российской Федерации. Какое покушение, если республики остаются? Ключевое положение федеративного характера государства — в сохранении на данном этапе национально-территориальных образований со своими специфическими особенностями!
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru