На сегодняшний день перспективы и шансы сохранения российских военных баз в Сирии весьма туманны, если не сказать, равны нулю. Пока этот вопрос можно рассматривать лишь в одной плоскости: выведет ли Россия свои военные базы из Сирии по своей инициативе, организованно и заблаговременно, или придется следовать ожидаемым требованиям новых властей страны, чтобы эвакуироваться оттуда в «пожарном порядке». Первый вариант представляется более предпочтительным, поскольку можно уйти из Сирии вполне достойно, выполнив миссию по борьбе с силами международного терроризма, второй – может сопровождаться материальными, финансовыми и репутационными потерями. Опыт организованной эвакуации военных баз у России имеется (Куба, Вьетнам, Туркменистан, Грузия, Азербайджан).
Для принятия решения по дальнейшей судьбе российских военных баз в Сирии надо учитывать следующие обстоятельства.
К власти в Дамаске пришли приверженцы идеологии «Братьев-мусульман» в лице лидеров военно-политических группировок «Джабга ан-Нусра» и «Гейят тахрир аш-Шам» (все три упомянутые выше организации признаны террористическими и запрещены в РФ). Следует учитывать, что по просьбе правительства Асада ВКС РФ неоднократно наносила ракетно-бомбовые удары по объектам и позициям этих группировок, в ответ исламисты периодически обстреливали российскую авиабазу Хмеймим. Очевидно, что, прежде чем начинать сотрудничество с лидерами исламистов, придется признать их официально и удалить из российского списка террористических организаций. На примере афганского движения «Талибан» (по-прежнему запрещено в РФ) можно предположить, что эта процедура в России пока не отработана и занимает по времени нескольких лет.
Захват власти в Дамаске боевиками исламистов и оппозиции 8 декабря 2024 года вовсе не означает прекращения гражданской войны в Сирии и воссоздания сирийского государства. Даже стан «победителей» выглядит весьма разношерстным и раздробленным. Помимо двух, наиболее крупных, упомянутых выше организаций, в рядах противников Асада сражались десятки других исламистских группировок, плюс отряды вооруженной оппозиции, туркоманов, друзов и т.п. Курды и арабские племена Заевфратья в гражданской войне в САР не участвовали, придерживались нейтралитета, боролись в основном с бандформированиями ИГИЛ (запрещено в РФ). Сегодня они контролируют северо-восточные районы страны и не спешат признавать новое правительство. Их лидеры заявляют, что готовы сотрудничать с новыми сирийскими властями при условии надежной защиты прав и свобод всех этнических и конфессиональных групп населения страны в новой конституции, сохранения автономного статуса курдов и пропорционального представительства их в органах власти. В провинциях Тартус и Латакия отмечаются стихийные волнения и восстания сторонников Асада – алавитов. На юге страны часть населенных друзами населенных пунктов выражает стремление присоединиться к своим собратьям в соседнем Израиле. ВС Израиля периодически наносят ракетно-бомбовые удары по остаткам военной инфраструктуры Ирана и ливанской группировки «Хезболла», вторгаются в приграничье Сирии в районе Голанских высот.
7-8 млн сирийских беженцев остаются в сопредельных государствах (Турция, Ливан, Ирак, Иордания) и пока воздерживаются от массового возвращения на родину. Им просто некуда возвращаться. Жилой фонд и инфраструктура разрушены, системы жизнеобеспечения, здравоохранения, образования не работают, отсутствуют гарантии безопасности населению.
В этих условиях говорить об эффективности работы Временного правительства Сирии и каком-то конкретном плане восстановления страны в ближайшее время не приходится. Гипотетически монархии Персидского залива, Лига арабских государств и другие международные организации могли бы оказать необходимую финансовую и материальную помощь Сирии, а, занявшая место Ирана в стране как внешнего союзника и спонсора, Турция могла бы включиться в процесс строительства жизненно важных объектов.
Однако, заинтересованные в САР иностранные государства ждут легитимизации новых властей, достижения консенсуса по будущему государственному устройству страны между основными военно-политическими силами и группировками (арабы-сунниты, арабы-алавиты, курды, туркоманы, арабы-друзы, исламисты, сторонники светской Сирии и т.п.). Не способствуют сближению сирийцев между собой и турецкие власти, которые провоцируют новые вооруженные столкновения между своими прокси-силами (исламисты и другие противники Асада) и курдскими ополченцами. Анкара преследует целью разоружить сирийских курдов и ликвидировать автономный район на северо-востоке страны под названием «Рожава». Пока эти действия Турции сдерживает присутствие на северо-востоке Сирии ограниченного контингента ВС США (около тысячи военнослужащих сил специального назначения и армейской авиации). Эрдоган и его окружение не скрывают, что будут добиваться вывода всех иностранных военных из Сирии, будь то американские или российские. По замыслам Анкары новая Сирия под управлением близких Эрдогану лидеров исламистов станет как бы протекторатом Турции и ее плацдармом в арабском мире. То, что не удалось Анкаре сделать в Египте после свержения режима «Братьев-мусульман» военными в 2013 году, планируется осуществить в Сирии.
С учетом вышеизложенного, строить какие-либо планы по сохранению российских военных баз в Сирии не только не реально, но и контрпродуктивно. Пока Сирия продолжает пребывать в состоянии несостоявшегося государства и предпосылок к его воссозданию явно недостаточно. Очевидно, что вполне логичным становится вариант поэтапного и организованного вывода российских войск, вооружения и боевой техники из этой страны.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru