«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Турецкий политолог Таха Озхан: Политика ЕС в отношении России инфантильна

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Фото: Александр Казаков / РИА Новости / POOL

В конце января министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия и Турция сумели сделать «правильные выводы» из многовековой истории отношений и научились учитывать взаимные интересы. В последние годы Анкара остается одной из немногих столиц, сохраняющих диалог с Москвой, Киевом, Вашингтоном и Брюсселем, и одновременно она претендует на роль посредника в урегулировании конфликта. О том, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выстраивает этот баланс, какие риски несет такая политика и чего страна добивается на мировой арене, «Ленте.ру» рассказал директор по исследованиям Института Анкары Таха Озхан.

«Лента.ру»: Почему именно Турция несколько раз становилась площадкой для переговоров России, Украины и США?

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Таха Озхан: Отношения Турции и России — как в прошлом, так и сейчас — остаются сложными и многогранными. Кроме того, Турция соседствует на Черном море и с Россией, и с Украиной и с самого начала конфликта не разрывала с ними дипломатические связи.

Было бы вполне разумно обращаться к Турции за посредничеством, поскольку радикальная позиция Европейского союза и администрации бывшего президента США Джо Байдена фактически оборвала дипломатические каналы между Западом и Россией.

В этих условиях Турция стала естественным кандидатом на роль посредника

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Переговоры России и Украины с участием представителей Турции во дворце Чираган в Стамбуле, 23 июля 2025 года

Фото: Александр Рюмин / РИА Новости

Какие стратегические выгоды Турция получает от подобных инициатив?

Если говорить откровенно, в стратегическом плане посредничество не принесло Турции каких-то принципиальных дивидендов.

Переговоры в Стамбуле не оказали серьезного влияния на наши отношения с Россией и Украиной — они и без того поддерживаются на высоком уровне

Для Турции это была естественная дипломатическая инициатива. Но, безусловно, она приносит пользу всем сторонам переговоров.

С какими рисками и противоречиями сталкивается Турция, пытаясь сохранять баланс в отношениях с Россией и Украиной?

Таких рисков не так много. В конечном счете речь идет о единственно возможной стратегии.

Турция, Россия и Украина — страны Причерноморья. Всем государствам региона необходимо находить способы сосуществования, если только кто-то не захочет магическим образом перенести одну из этих стран в другую часть мира.

При этом турецкая компания Baykar строит завод БПЛА на Украине. Какую выгоду получает Турция?

Baykar — частная компания со своими интересами. Она действует открыто и не скрывает своих проектов.

Но ее деятельность показывает, насколько сложны сегодня отношения России и Турции.

Я согласен, что подобные вещи не должны происходить одновременно, однако в наших отношениях это возможно

С одной стороны, между Турцией и Россией есть конфликт интересов. С другой — прочная основа для сотрудничества.

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Посетители оборонной и аэрокосмической выставки SAHA EXPO на фоне беспилотника Bayraktar Akinci в Стамбуле, Турция, 27 октября 2022 года

Фото: Umit Bektas / Reuters

То есть можно сказать, что Турция использует украинский кризис для усиления своего влияния…

Украинский конфликт почти не влияет на нашу роль на Ближнем Востоке. И нам не нужен кризис, чтобы усиливать позиции в Черном море.

У нас самая протяженная морская граница в Черном море.

Нам не нужно использовать кризисы, чтобы защищать свои стратегические интересы в этом регионе

Это закрытое море, и все прибрежные государства вынуждены искать формы сотрудничества — независимо от конфликта.

Как в Турции реагируют на морские мины у берегов страны?

Реакция, безусловно, есть. Были случаи появления у берегов небольших беспилотников…

Но люди понимают, что это связано с боевыми действиями. Это вызывает тревогу, но не приводит к массовому недовольству.

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Вид из самолета на порт и пролив Босфор в Стамбуле, Турция, 1 февраля 2019 года

Фото: Murad Sezer / Reuters

Как Турция выстраивает свои отношения с Западом в условиях, когда ее посредническая роль часто расходится с интересами Европейского союза и США?

Это сложный вопрос.

В позиции Европейского союза я вижу элемент фанатизма. Политика объединения инфантильна и во многом основана на настоящей русофобии

Обратите внимание на действия стран Европейского союза, когда речь идет о конфликтах с участием других государств — например, Израиля. И сравните это с тем, как они ведут себя по отношению к России. Подобное сопоставление — простая лакмусовая бумажка, позволяющая понять настрой европейской бюрократии.

Турция не может быть частью такой политики. У нее многовековые связи со странами региона и особенно с Россией.

На протяжении всей истории были и войны, и примеры сотрудничества. В конечном счете Россия и Турция осознали, что им необходимо мирно сосуществовать. Если не учитывать конфликты последних двух десятилетий, в которых так или иначе участвовали Турция, Россия и другие стороны — в Сирии и Ливии, — то за их вычетом между нашими странами произошло двенадцать военных конфликтов.

Наша история может либо подпитывать чувство величия, либо учить добрососедству. Я думаю, что Турция и Россия помнят свое прошлое и пытаются создать базу для взаимовыгодного взаимодействия.

Что вы имеете в виду?

Даже если между Россией и Турцией возникают разногласия, они не перерастают в полномасштабный конфликт. Например, в ситуации вокруг Сирии любые другие страны, не имеющие такого опыта взаимодействия, могли бы легко перейти к прямым боевым действиям.

Стоит обратить внимание на то, как Россия и Турция справились с сирийским кризисом без масштабных трений. Да, были отдельные вооруженные столкновения, но с учетом масштаба проблемы урегулирование оказалось в целом успешным.

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступает в Стамбуле, Турция, 28 ноября 2025 года

Фото: Murad Sezer / Reuters

А как бы вы описали отношения Турции и Европейского союза?

В основном они носят односторонний характер.

Так будет продолжаться, пока Европейский союз не выработает реалистичное видение сотрудничества и не начнет учитывать географию и экономику региона. Пока этого не произошло, неудивительно, что отношения остаются малоэффективными.

Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал страны НАТО брать пример с Турции и ее отношений с Россией. Как могла бы измениться мировая конфигурация, если бы альянс последовал этому совету?

Если честно, я не думаю, что сегодня Россия и Ближний Восток сталкиваются с по-настоящему самостоятельной американской внешней политикой. Политику США в отношении России и региона, по сути, «перехватили» другие страны. В случае Ближнего Востока очевидно, что ключевую роль играет Израиль.

Что касается политики США в отношении России, возникает вопрос: кто за нее отвечает, если сами американцы признают, что за десятилетия не извлекли из нее никакой выгоды?

Похоже, что это продолжение линии Европейского союза и в большей степени Великобритании, которая фактически «угнала» американскую политику в отношении России

Безусловно, если политика европейских стран НАТО изменится, это станет огромным системным сдвигом для России, Турции, Черноморского региона и Юго-Восточной Европы. Но способна ли Европа на такие изменения — большой вопрос.

Европейцы находятся на стадии отрицания того, что США уже «развелись» с ними. Они не могут принять эту реальность. Европейские страны продолжают вести себя так, будто их отношения с США остались прежними. Но все кардинально изменилось и продолжит меняться, а Дональд Трамп лишь ускорил эти процессы.

Даже после ухода Трампа безопасность Европы останется проблемой самой Европы.

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Вид на Анкару, Турция, 1 апреля 2019 года

Фото: Umit Bektas / Reuters

В позапрошлом году Турция подала заявку в БРИКС, оставаясь при этом членом НАТО. Насколько реально совмещать участие в таких разных организациях?

Я не вижу здесь принципиального противоречия. НАТО — это военный альянс со своими проблемами. БРИКС — пока скорее идея, чем полноценная организация.

БРИКС остро не хватает политического видения и собственной инфраструктуры

Без альтернативной экономической системы и собственной системы безопасности организация не сможет стать реальным центром силы.

Но если не сейчас, то когда БРИКС будет воплощать идеи, заявленные в самом начале? Необходимо создать инфраструктуру, альтернативную существующей экономической и торговой системе, используемой США в своих интересах.

Если этого не удастся сделать, как минимум нужно выработать договоренности в этой сфере, потому что нынешняя инфраструктура уже превратилась в инструмент давления. Россия за последние четыре года почувствовала это на себе. Когда создавать альтернативу, если не сейчас?

Складывается ощущение, что многие страны используют дискурс вокруг БРИКС как рычаг давления на США, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии организации

Турция — единственная страна НАТО, сохранившая прямое авиасообщение с Россией. Почему было принято такое решение?

Я не думаю, что это приносит какую-то серьезную экономическую выгоду. От него выигрывает не только Турция, но и Россия. Поэтому причина была не в коммерческом расчете.

Турция традиционно критически относится к санкционной политике США — еще со времен Ирака и Ирана в 1990-е и 2000-е годы

Мы против односторонних, жестких санкций, направленных на наказание целого народа. Поэтому мы и сейчас не присоединились к санкционному режиму. При этом США не стали жестко оспаривать это решение.

Как Турции удалось сохранить туристические потоки из России и Украины?

В основном российские и украинские туристы отдыхают в нескольких городах на побережье. Местные жители к этому привыкли. Например, жители Антальи могли бы рассказать об этом гораздо подробнее, чем я, житель Анкары.

«Мы ощущаем близость фронта» Почему Турция помогает Украине оружием и какую выгоду получает Реджеп Эрдоган от дружбы с Россией?

Самолеты авиакомпании Turkish Airlines в аэропорту Внуково в Москве, 28 сентября 2022 года

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Как будет дальше выстраиваться политика Турции по отношению к России и Украине?

Турция сохранит нынешний внешнеполитический курс. Мы заинтересованы в том, чтобы конфликт завершился как можно скорее, потому что Турция — одна из немногих стран, граничащих с зоной боевых действий.

Другие государства могут не чувствовать этого, но мы ощущаем близость фронта

Поэтому мы не хотим, чтобы конфликт продолжался. Мы заинтересованы в мире. Этот конфликт слишком дорого обходится народам России и Украины. Позиция Турции по этому вопросу останется неизменной.

Источник