В ближайшие кварталы цены на нефть упадут ниже $60 за баррель, поскольку рынок столкнется с избытком предложения. Он достигнет рекордных 4,63 млн баррелей в сутки (б/с) в первом квартале 2026-го и 3,33 млн б/с по итогам следующего года, пишет Bloomberg.
Рыночные аналитики объяснили агентству, что к этому располагает рост поставок сырой нефти странами ОПЕК+, а также компаниями, не входящими в эту группу.
Для средней цены на WTI в 2026 г. прогноз экспертов был скорректирован с $60 до $57 за баррель (сейчас стоимость американской нефти держится в диапазоне $61−62). Стоимость Brent (на текущий момент примерно $65) в первом квартале следующего года ожидается на уровне $57 за баррель и $59 — во втором.
По подсчетам Bloomberg, Brent с января подешевела примерно на 11%, с учетом последнего снижения в минувшем месяце на фоне ослабления ограничений на добычу. 7 сентября министры 8 стран ОПЕК+, которые участвуют в добровольных сокращениях добычи, включая Россию и Саудовскую Аравию, утвердили наращивание добычи в октябре на 137 тыс. б/с. Правда, сразу после этого заявления Brent, напротив, подрастала в цене.
Представители стран ОПЕК+ должны встретиться 5 октября, чтобы определиться с уровнями добычи в ноябре. Анонимный собеседник Bloomberg уточнил, что речь будет идти в том числе о возможном ускоренном повышении добычи на 500 тыс. б/с в течение трех месяцев. Но в Секретариате ОПЕК фактически опровергли сообщения в прессе о таком плане и призвали «не подпитывать ненужные спекуляции на нефтяном рынке».
Аналитик в разговоре с Bloomberg подчеркнул, что для восстановления равновесия на рынке потребуется сочетание низких цен (замедление поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК), перебоев с поставками, изменений в политике ОПЕК и времени, которое будет позволять росту спроса перекрыть избыток предложения. В противном случае рынок окажется в условиях более низких цен в долгосрочной перспективе.
Несмотря на тарифные войны США и торговую неопределенность, которые толкают цены на топливо вниз, Тайвань стал одним из крупнейших импортеров российской нафты (первичный продукт, получаемый на первой стадии перегонки). РБК передает, что среднемесячные закупки выросли почти в 6 раз с 2022 года. Один из частных тайваньских НПЗ нарастил долю импорта из России с 9 до 90%.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что риски падения Brent до $60 за баррель сохраняются.
— Тем более, что в течение года стоимость данного эталона колебалась в районе $65 за баррель. А бывало, что Brent дешевела и до $60 за баррель, поэтому данный сценарий нельзя исключать.
Тем не менее мы не видим фактора, который должен повлиять на столь заметное падение цен. Может быть, логика данного прогноза в том, что первый квартал 2026 года — это зимний период со сниженным потреблением моторного топлива в Северном полушарии.
Все же автомобильный сезон начинается, как правило, в апреле-мае, и продолжается до октября. В России, Китае, Европе, США, во многих других странах нефтепродукты потребляются летом в больших объемах.
Кстати, поэтому 8 стран ОПЕК+ начали фактически наращивать добычу с апреля 2025 года, а вышли на пик добычи уже летом. Потом постепенно они начали снижать дополнительное предложение на рынке. На октябрь было согласовано менее масштабное увеличение добычи по сравнению с летними месяцами. То есть нефтяные экспортеры организации все же синхронизируются с автомобильным сезоном.
«СП»: Есть и другие факторы, которые могут повлиять на сокращение потребления нефти?
— Они связаны с макроэкономикой — удастся ли, к примеру, Китаю договориться с США, будет ли американский президент Дональд Трамп и дальше давить на своих торговых партнеров. Рост пошлин ведет к сокращению производства и товарообмена, что требует меньше топлива для транспортировки.
Но в остальном не понятно, почему стоимость нефти должна снизиться более чем на $5 за баррель, потому что увеличение добычи ОПЕК+ уже заложено в текущих ценах. А в США, напротив, при относительно низких ценах, как правило, добыча сокращается из-за того, что многие месторождения становятся нерентабельными.
«СП»: Насколько сейчас стабилен спрос на российскую нефть? Какие-то страны будут наращивать импорт, как это сделала Индия за последние годы?
— Да, Индия увеличила покупки российской нефти, они колеблются в диапазоне 1,6−1,9 млн б/с. Но рынки уже устоялись, и говорить о том, что где-то вырастет спрос на нашу нефть, наверное, не приходится. Структура сбыта вряд ли поменяется. А Индия и Китай уже закупают порядка 80−90% российского экспорта нефти.
«СП»: Если цены начнут падать, то будут ли резко сокращаться и поступления от нефти, которую Россия продает в европейские страны по трубам — в Венгрию и Словакию. Или долгосрочные контракты позволяют такие риски нивелировать?
— Если мировые цены на нефть сокращаются, то дешеветь будет вся нефть, и по долгосрочным контрактам, и по краткосрочным. И не важно, трубопроводная это нефть или танкерная. У России сейчас нет проблем с продажами, вопрос в стоимости.
«СП»: Можем ли мы в условиях снижения цен на нефть как-то подстраховаться? Например, увеличить поставки нафты, как это получилось в последнее время с экспортом на Тайвань?
— Все продукты перегонки связаны с ценами на нефть, поэтому никакой разницы нет, продает ли Россия нефть, нафту или дизель. Стоимость данной продукции, как правило, синхронно меняется вверх или вниз.