Министр Алиханов намерен дать утильсбору размах и ускорение

Министр Алиханов намерен дать утильсбору размах и ускорение

В рамках стимулирования выпуска российской продукции нужно ограничивать допуск зарубежных аналогов на наш рынок, или субсидировать стоимость отечественных разработок до получения нужного эффекта масштаба, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов.

Министр подчеркнул, что для этого потребуется гибкий и избирательный подход в четкой координации с производителями, чтобы понимать в какие сроки и на какие объемы производства они смогут выйти для замещения импорта.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников полагает, что вокруг целевой поддержки бизнеса сложилась сильная неопределенность.

— 2 июля Алиханов на «правительственном часе» в Совете Федерации тоже говорил о разных решениях поддержки промышленности, хотя пока это все еще намерение министерства. Насколько я понимаю, данные предложения не прошли бюджетное согласование, и решения по ним пока нет.

«СП»: Что Минпромторг предлагает сделать на текущий момент?

— Во-первых, будет меняться законодательное регулирование параллельного импорта для стимулирования внедрения российских разработок.

Это естественный процесс, так как параллельный импорт не вечен. Если вы покупаете продукцию без контроля правообладателя, то запасы у третьего лица могут просто закончиться.

Во-вторых, в рамках потенциальных изменений правительственная комиссия по импортозамещению будет переформатирована в правкомиссию по промышленности.

Понятно, что она будет заниматься широким стимулированием и прежде всего высокотехнологичных производств, которые работают в рамках повышения технологического суверенитета. Но кроме заявлений о намерениях детали пока остаются неизвестными.

В целом это шаг в верном направлении, потому что импортозамещение должно быть с приставкой smart.

В него надо в том числе включать освоение внешних рынков для наращивания и удешевления производства.

Министр Алиханов намерен дать утильсбору размах и ускорение

Президент Владимир Путин на пленарной сессии ПМЭФ говорил, что одним из направлений структурных изменений является новое качество внешней торговли. И, соответственно, в рамках этого направления нам нужен развитый промышленный, неэнергетический экспорт.

«СП»: Какие вызовы в рамках перестройки стимулирования промышленности можно выделить?

— Алиханов говорил в том числе о создании отраслевых фондов поддержки за счет промышленного сбора. В каком виде будет организован сбор — пока неясно. Министр подчеркивал, что он будет отчасти напоминать утильсбор в автопроме. Но это как раз вызывает массу вопросов.

С этим можно было бы согласиться, если бы инициаторы четко представили, насколько вырастет фискальная нагрузка. Отраслевой сбор все же ложится грузом на предпринимателя, это фактически квазиналог. Как он будет рассчитываться, кто его будет платить, как будут распределяться средства — на все эти вопросы нужно получить ответы.

И, конечно, самый болезненный вопрос на текущий момент — как промышленный сбор повысит стоимость продукции. Министр подчеркивал, что такое решение поднимет цены в среднем не более чем на 1% от стоимости продукта. Но пока деталей расчетов нет.

Думаю, что в ходе межведомственных согласований коллеги из Минэкономразвития, Минфина и Банка России будут задавать такие вопросы. ЦБ будет внимательно следить за предложением Минпромторга, поскольку дополнительный сбор может быть переложен в отпускные цены, которые с определенным лагом в несколько месяцев повлияют на потребительские цены. А это явный проинфляционный фактор.

Всем понятно, что нужно выходить на новый формат регулятивных стимулирующих мер промышленной политики. Но важно поддерживать баланс, чтобы не увеличивать издержки предприятий. Новый сбор со всех участников отрасли даже при последующем распределении средств между организациями может привести к увеличению издержек, что будет перекладываться в итоговые цены.

«СП»: Как может проходить отбор проектов для субсидирования?

— Профильные правкомиссии определяют для этого подходящие проекты, увязывая поддержку не только по линии Минпромторга, но и в рамках налоговых льгот и макропруденциального надзора (в том числе предотвращает накопление финансовых дисбалансов — «СП») ЦБ.

Регулятор, к примеру, может рекомендовать банкам под определенный проект снижать нормативы отчислений в обязательные резервы по клиентскому риску, которые формируются банками для возможных покрытий убытков из-за кредитных невыплат.

Но здесь могут быть разные оговорки. К примеру, если получатель льготного кредита не сможет его вернуть, то непонятно, кто будет отвечать перед банком за это. Получается, придется в новом бюджетном цикле прописывать гарантии, а это расходная статья. Подобные риски могут быть и не реализованы, но их все равно придется учитывать в бюджетных корректировках.

Поэтому накануне работы в рамках нового бюджетного цикла все эти вопросы должны быть отработаны и активность министра понятна.

Алиханов в последнее время демонстрирует те возможности, которыми ведомство может помочь промышленности. Но дальше все меры потребуют корректного подсчета и согласования.

«СП»: В конце прошлого года говорилось, что вице-премьер Александр Новак возглавит новую комиссию, которая также будет заниматься поддержкой ключевых компаний и в том числе анализом эффектов от денежно-кредитной политики. Чем вызвано появление новой комиссии?

— Такая балансировка тоже понятна, так как она выводит взаимодействие денежно-кредитного регулятора и правительства на новый уровень, что крайне актуально. В прошлом году на фоне активного льготного кредитования промышленности и ипотеки мы получили беспрецедентно высокую инфляцию, добавив только за счет этих двух направлений свыше 20% к приросту денежной массы. Это был абсолютно проинфляционный фактор.

Поэтому в текущем году ситуация вокруг инфляции должна быть выравнена с учетом всех бюджетных перспектив. Налоговый кредит, если ставка по нему субсидируется, все же является расходом государства.

Сейчас у нас по полугодию дефицит установлен в 1,7% ВВП, который к концу года может вырасти. Уже такой дефицит достаточно неприятный для экономики. К тому же темпы роста ВВП по итогам года, по оценке министра финансов Антона Силуанова, составят 1,5−2%.

Это не 2,5%, о которых говорят в Минэкономразвития. 25 июля на заседании Банка России по поводу ставки регулятор, скорее всего, пересмотрит прогноз по экономическому росту. А это и фактически будет позицией ЦБ, которую придется учитывать обновленной промышленной правкомиссии.

«СП»: Каковы перспективы у параллельного импорта, может ли он закрыться?

— В разных сферах его уже начали компенсировать. В некоторых частях экономики параллельный импорт просто не нужен. Поощрять его нет никакого смысла. Перегруппировка товарных позиций по параллельному импорту будет содействовать всему российскому производству. Останется импорт тех критических вещей, которые мы никак не сможем производить еще долгое время.

Стратегия импортозамещения вписывается в процессы структурной трансформации экономики, которая является главным условием для обеспечения стабильности экономического роста за счет повышения ее потенциального выпуска.

Но пока потенциальный выпуск (тот темп роста, который может позволить себе экономика при сложившейся структуре) составляет примерно 2%. Это ниже того роста ВВП, который у наблюдался в последние два года, что в итоге и привело к перегреву экономики. А для перестройки структуры экономики важно наращивать инвестиции, которые не будут расти, пока годовая инфляция будет превышать 5%.

Источник