Политолог Дмитрий Суслов: Трамп согласился с частью условий Путина по Украине
В ночь на 16 августа по московскому времени президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп провели почти трехчасовые переговоры на Аляске — самые продолжительные за всю историю их встреч. По итогам саммита стороны заявили о прогрессе и назвали диалог позитивным, хотя договоренности по Украине достигнуть не удалось. При этом телефонный разговор Дональда Трампа с Владимиром Зеленским и руководителями стран НАТО, последовавший сразу после переговоров, оказался куда более напряженным и, по данным СМИ, показал согласие США с российским подходом к урегулированию конфликта. О ключевых итогах встречи, ее значении и перспективах продолжения переговорного процесса «Ленте.ру» рассказал заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ЦКЕМИ НИУ ВШЭ) Дмитрий Суслов.
«Лента.ру»: Каковы ключевые итоги встречи Путина и Трампа? Насколько она оправдала их ожидания?
Политолог Дмитрий Суслов
Фото: Мария Девахина / РИА Новости
Дмитрий Суслов: Я бы выделил несколько главных итогов саммита на Аляске.
Во-первых, стороны придали импульс нормализации российско-американских отношений по широкому спектру вопросов — от диалога по стратегической стабильности до дипломатических контактов и экономического взаимодействия. На пресс-конференции Путин и Трамп подчеркнули, что конфронтация невыгодна ни России, ни США, а преодоление разногласий и развитие сотрудничества принесет выгоду обеим сторонам.
Во-вторых, Путину удалось перевести дискуссию по Украине в наиболее выгодный (и единственно приемлемый) для России формат.
Это диалог по условиям окончательного мирного урегулирования, где прекращение огня рассматривается не как отправная точка, а как итоговый результат
Россия всегда настаивала: сначала нужно договориться о параметрах окончательного урегулирования, а уже потом прекращать огонь. Европа, напротив, требовала обратного. Теперь же видно, что европейский подход не принимается как Россией, так и США. Президенты смогли согласовать большую часть условий и остались довольны встречей.
Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп на совместной пресс-конференции по итогам встречи на Аляске, США, 15 августа 2025 года
Фото: Andrew Harnik / Getty Images
А когда в таком случае может наступить перемирие?
Перемирие станет возможным только тогда, когда Владимир Зеленский и европейские лидеры примут российско-американские договоренности.
Но прежде Россия и США должны выработать все условия окончательного урегулирования — а это потребует времени
Трамп в целом принял российский подход по Украине, оценив переговоры «на 10 из 10». Президент США теперь не считает нужным вводить новые антироссийские санкции и открыто заявил: сейчас решение остается за Зеленским. Это полностью совпадает с российской логикой и противоречит подходу европейской «партии войны».
Что еще продемонстрировала встреча?
Саммит показал, как урегулируется крупнейший военный конфликт нынешнего времени: об этом договариваются только великие державы.
Мы стали свидетелями шага к формированию нового миропорядка, где вопросы войны и мира решаются на уровне сверхдержав
Украина и европейские страны здесь оказались лишь наблюдателями. Важно и то, что Трамп подчеркнул уважение к России как к великой державе: в интервью Fox News он прямо заявил о необходимости воспринимать ее именно так. Даже антураж встречи — ковровые дорожки и авиапарад — подчеркивал, что это саммит двух великих держав.
Президент США Дональд Трамп на пресс-конференции по итогам встречи на военной базе Элмендорф-Ричардсон, штат Аляска, США, 15 августа 2025 года
Фото: Julia Demaree Nikhinson / AP
Почему переговоры прошли в формате «три на три»?
Администрация Трампа выбрала гибридный формат между тет-а-тет и расширенными переговорами «пять на пять».
Путин и Трамп все же успели поговорить наедине, пока ехали вместе в лимузине на место переговоров
США, вероятно, хотели снизить уровень импровизации со стороны Трампа и минимизировать риск, что Путин сможет убедить его принять российскую позицию. Для этого на встрече присутствовал государственный секретарь Марко Рубио — один из ведущих внешнеполитических «ястребов». Однако, несмотря на это, стороны смогли достичь содержательных договоренностей.
А по какой причине Путин и Трамп не стали отвечать на вопросы журналистов?
Путин и Трамп не хотели раскрывать детали достигнутых договоренностей.
Переговоры любят тишину
Им было необходимо сформировать благоприятные условия для дальнейших контактов с Зеленским и европейцами.
Вопросы журналистов осложнили бы дальнейший переговорный процесс: они наверняка были бы провокационными и эмоциональными.
Поэтому лидеры ограничились краткими заявлениями. Отмена обеда и сжатая пресс-конференция не означают провала переговоров. Наоборот, Трамп дал встрече высокую оценку и сразу после нее связался с Зеленским и европейскими лидерами, а это он исключал в случае неудачного саммита.
Тени президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа на совместной пресс-конференции по итогам встречи на военной базе Элмендорф-Ричардсон, штат Аляска, США, 15 августа 2025 года
Фото: Kevin Lamarque / Reuters
Какие темы могли обсуждаться на саммите? Что было приоритетнее — конфликт на Украине или двусторонние отношения?
Обе темы были приоритетными. Это был полноформатный саммит с комплексной повесткой.
Стороны обсуждали и украинское урегулирование, и вопросы безопасности и контроля над вооружениями, и экономическое сотрудничество России и США, включая Арктику
Все эти вопросы взаимосвязаны. Возможности практического взаимодействия России и США в экономической сфере зависят от прогресса в урегулировании украинского конфликта. Они связаны с перспективой отмены санкций, а отмена или смягчение санкций возможны только при продвижении на этом направлении.
Тем не менее часть тем — например, контроль над вооружениями — уже обсуждается параллельно, независимо от украинской повестки.
Какую роль в переговорах играет Европа? Почему Трамп в первую очередь созвонился с европейскими партнерами?
Роль Европы сводится к тому, чтобы принять или не принять условия, согласованные Путиным и Трампом. Именно их президент США и озвучил в разговоре с партнерами.
Если европейцы и Зеленский согласятся, процесс мирного урегулирования продолжится
В этом случае возможна подготовка следующего саммита — как российско-американского, так и многостороннего, с участием Украины.
А если они не примут эти условия?
В таком случае Трамп обвинит их в срыве переговоров. С большой вероятностью он прекратит или серьезно ограничит военную помощь Украине, включая передачу разведданных и поставки вооружений через европейские страны.
Это резко ослабит позиции Украины на поле боя: армия «ослепнет» и столкнется с еще большим дефицитом техники
Без США европейские страны не смогут поддерживать Вооруженные силы Украины. Поэтому европейские лидеры будут пытаться переубедить Трампа и заставить его отказаться от договоренностей с Путиным. Но вряд ли добьются успеха.
Начнется череда звонков: президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц, премьер-министр Великобритании Кир Стармер и генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, с одной стороны, будут лебезить перед Дональдом Трампом и всеми силами льстить ему, но с другой — намекать на то, что, договорившись с Путиным, он якобы проявил слабость и позволил переиграть себя.
И чтобы продемонстрировать силу, европейские лидеры будут убеждать президента США отказаться от достигнутых договоренностей. При этом они могут подключить к этому давлению и американское глубинное государство, медиа и «партию войны» внутри самих США, включая, например, сенатора Линдси Грэма (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Все они будут давить на Трампа изнутри и извне.
Однако Трамп уже ясно дал понять: Европа не может диктовать ему условия переговоров с Путиным. Срывать результаты контактов с Россией он не намерен, потому что это не в интересах США
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и государственный секретарь США Марко Рубио перед пресс-конференцией по итогам встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на военной базе Элмендорф-Ричардсон, штат Аляска, США, 15 августа 2025 года
Фото: Kevin Lamarque / Reuters
Какая теперь стратегия переговоров у Украины? Что формирует украинскую позицию?
Украина вместе с Европой попытается повлиять на договоренности Путина и Трампа. При этом Зеленский понимает: отказ от них и обвинение США в предательстве западной позиции приведет к полному военному поражению Вооруженных сил Украины.
Зеленский будет пытаться скорректировать результат российско-американского саммита так, чтобы не антагонизировать Трампа
Он постарается настоять на трехсторонней встрече с Путиным или на новом раунде переговоров — уже с участием европейцев.
Сейчас для Украины главная задача — любыми способами избежать обвинений в срыве процесса
При этом ее позицию фактически формирует Европа. Зеленский выступает вместе с европейскими «ястребами» — Макроном, Мерцем и Стармером, которые готовят ответ на договоренности Трампа и Путина.
Но Трамп вряд ли заинтересован учитывать украинскую позицию. Наоборот, он хочет, чтобы именно европейские лидеры повлияли на Зеленского и убедили его принять итоги встречи с Путиным.
Что будет после саммита на Аляске? Насколько вероятны новые переговоры Путина и Трампа и встреча с Зеленским?
Сейчас мы будем наблюдать активные действия Европы. Европейские лидеры будут бороться за пересмотр итогов саммита Путина и Трампа, настаивать на новых переговорах с их участием.
Если Трамп согласится с этой позицией, то процесс мирного урегулирования снова застопорится. Но я сомневаюсь, что он пойдет на такой шаг
Более вероятно, что Трамп не примет европейскую позицию. И тогда возможны два сценария: администрация Трампа полностью прекращает поддержку Украины, и тогда ВСУ терпят поражение; или Зеленский соглашается с российско-американскими условиями, и процесс урегулирования продолжается.
В этом случае вполне возможна новая встреча делегаций России и США или даже трехсторонний саммит с участием Украины.
Президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам встречи на военной базе Элмендорф-Ричардсон, штат Аляска, США, 15 августа 2025 года
Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости
А какой сценарий по территориям сейчас наиболее вероятен?
Конкретных договоренностей по территориям мы не знаем. Но очевидно одно: Россия не уйдет с тех территорий, которые считает своей неотъемлемой частью.
Никакого вывода российских войск из Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), Херсонской и Запорожской областей быть не может. Это территории России по Конституции
При этом вопрос о выводе украинских подразделений с территории ДНР, вероятно, активно обсуждался. Но нельзя исключать и вариант ухода Российской армии из Сумской, Днепропетровской и Харьковской областей. Россия не рассматривает их как свои, поэтому здесь возможны дискуссии.
Но гораздо большее значение для России играют вопросы безопасности, демилитаризации Украины, ее невступления в НАТО и ограничения ее практического сотрудничества со странами этой организации. С этим связаны и вопросы поставок вооружений и размещения на украинской территории каких-либо воинских контингентов альянса.
Но насколько Украина вообще способна сопротивляться такому сценарию?
Самостоятельно Украина сопротивляться не может. Вся надежда на европейских лидеров, которые теоретически могут уговорить Трампа отказаться от договоренностей с Путиным. Все зависит от решений американского президента.
Но сейчас вся логика переговорного процесса заключается в том, что две великие державы договорились друг с другом
Трамп вряд ли отойдет от этой позиции. В отличие от своего первого срока, он сегодня находится в гораздо более сильной внутриполитической позиции. Тогда на него давили последствия Russiagate, обвинения в сговоре с Россией и даже в работе на Кремль. В результате после встречи в Хельсинки в 2018 году ему пришлось отказаться от договоренностей с Путиным.
Теперь ничего подобного нет. Сейчас Трамп выступает с позиции силы: его администрация доказала, что история с Russiagate была фальсификацией демократов.
У Трампа нет внутриполитических причин для того, чтобы сдавать назад. И поэтому он, я думаю, будет придерживаться достигнутых договоренностей