Делегации России и США планируют обсудить в ходе саммита на Аляске экономику. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, входящий в состав делегации.
«Всегда надеемся на позитив. Главное — на политическом треке решить вопросы. Экономику мы обсудим обязательно», — пообещал глава минфина в эфире телеканала «Россия-1».
В числе обсуждаемых вопросов могут оказаться проекты по редкоземельным металлам, в т. ч. разработка месторождений на Аляске. Эта тема активно обсуждается в последние дни в СМИ, экспертном сообществе, блогосфере.
Интерес США к подобным проектам понятен — Китай, доминирующий на рынке редкоземельных металлов, в ответ на американские выпады резко сократил как поставки собственно РЗМ, так и готовой продукции из них. Между тем, потребность в редкоземах велика — без них производство высокотехнологичной продукции, в т. ч. и военной, может столкнуться с серьезными проблемами.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого, интерес к работе на Аляске могли бы проявить российские фирмы.
«Для наших крупных компаний, корпораций было бы интересно работать на землях Аляски, добывая те природные ресурсы, которые там есть, или совместно создавая с американцами компании по разработке и добыче ископаемых», — заявил депутат.
Заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко отмечает, что российские месторождения по качеству руд существенно уступают зарубежным аналогам, так как они комплексные, с невысоким содержанием редкоземов, радиоактивные. Это требует, по ее словам, нетрадиционных технологических решений.
Такие технологии разделения РЗМ, которые нужны России, уже реализует США, например, в 2025 году там вводят в эксплуатацию проект по извлечению РЗМ, в том числе разделение, на предприятии в г. Маунтин-Пасс (штат Калифорния), пояснила Левашенко.
Кстати, до начала 1990-х США были лидерами в производстве редкоземов, однако в дальнейшем сдали позиции, уступив их Китаю. Сегодня, хотя и с большим отставанием от Поднебесной, США занимают второе место по запасам и добыче редкоземов. При этом по переработке Китай уже недосягаем.
Так зачем США понадобилось привлекать к разработке редкоземов на Аляске Россию? Или разговоры об этом всего лишь очередная утка?
— США были лидерами, сейчас нет, — подчеркнул независимый экономический эксперт Леонид Хазанов. — В США добывается порядка 45 тысяч тонн редкоземель-сырья, а производится из него в виде металлов, соединений на территории США всего около полутора тысяч тонн.
Остальной объем экспортируется в Китай, а потом там закупаются чистые металлы. В результате США фактически зависят от Китая. Есть поставки из других стран, например, Малайзии, но погоды это не меняет.
Поскольку отношения между США и Китаем всегда были сложные, а сейчас еще и ухудшились, получается, что экспорт редкоземель в США ограничен.
Соответственно, все это негативно влияет на различные отрасли национальной экономики США, начиная от авиастроения и заканчивая оборонкой. Конечно, есть государственные резервы, которыми ведает Агентство по оборонной логистике, но запасы конечны.
«СП»: Но мы-то им зачем?
— Еще при Байдене США озаботились разработкой своих месторождений. Эту эстафету подхватил Дональд Трамп, но он прекрасно понимает, что прямо завтра обеспечить себя РЗМ не получится, потому что долгий цикл освоения любого месторождения, особенно когда говорим о редкоземлях: разведка, горные работы, технико-экономическое обоснование проекта, привлечение инвестиций, строительство горнодобывающего предприятия и т. д.
Плюс еще, как я понимаю, США столкнулись с тем, что у них специалистов по переработке редких земель не так много, а у нас очень сильная обогатительная школа и вообще школа инженеров и химиков, которые занимаются переработкой редких земель.
Дело в том, что долгое время эта тематика была в ведении Министерства среднего машиностроения, которое успешно и много всего сделало. У нас огромный опыт освоения месторождений в самых сложных условиях и Севера, и Дальнего Востока и т. д. Потому и хотят нас позвать, чтобы мы помогли. Это один вариант.
Другой вариант — это чтобы американские компании допустили к освоению редкоземельных месторождений в России, потому что у нас очень сильная минерально-сырьевая база и американцам она интересна, учитывая курс на сближение двух государств.
Насколько это будет эффективно, не знаю, потому что сейчас идут только разговоры, но допускаю, что проработка каких-то проектов ведется. Они как раз и могут обсуждаться на саммите двух лидеров.
В любом случае, нам это выгодно с точки зрения укрепления экономических и политических отношений с США.
А в принципе, и как инструмент для снятия санкций. Американцам это выгодно с точки зрения укрепления своего технологического суверенитета. Если их деньги будут вкладываться в проекты по разработке редкоземельных месторождений в России, это хорошо.
Нам инвестиции не помешают. Если наши компании будут участвовать в разработке месторождений на Аляске, тоже хорошо. Это же наши технологии.
«СП»: А о каких месторождениях на Аляске может идти речь?
— Возможно, речь идет об освоении месторождения Bokan Mountin, расположенном на юге Аляски и отличающемся высокими концентрациями тяжелых редких земель, крайне востребованных в США.
Проектом его разработки занимается компания Ucore Rare Metals, получившая недавно финансовую поддержку от Министерства обороны США, но особого прогресса пока не достигшая.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин скептически относится к обсуждаемой идее.
— У каждой газеты своя версия. Воспринимать это всерьез не стоит. Мне кажется, это информационный шум. Надо дождаться конкретных результатов и потом делать выводы.
Думаю, в реальности Россия может своими редкоземельными металлами заинтересовать США и поставлять их.