Транспортный тупик: какие первоочередные задачи должен решить преемник Романа Старовойта

Транспортный тупик: какие первоочередные задачи должен решить преемник Романа Старовойта

Владимир Путин подписал указ о назначении главой Минтранса Андрея Никитина. Госдума утвердила его в новой должности.

Накануне президент провел встречу с Никитиным, предложил ему «сделать еще один шаг вперед по карьерной лестнице» и стать исполняющим обязанности министра.

Последние события, связанные с Минтрансом: отставка министра транспорта Романа Старовойта и его странная смерть — заставили задуматься о проблемах внутри самого ведомства. Помимо вероятности уголовного преследования в связи с хищениями при строительстве защитных сооружений в Курской области, к Старовойту были вопросы и в связи с его деятельностью на посту министра транспорта.

Перед его увольнением, как известно, в столичных аэропортах был шатдаун. По информации Росавиации, с 5 по 7 июля авиакомпании отменили 485 рейсов. Сотни людей, собиравшихся в отпуск, многие — с детьми, вынуждены были ночевать в аэропортах.

Растерянность Минтранспорта в экстренной ситуации могла стать последней каплей. Понятно, что это форс-мажор, и ведомство не несет ответственности за атаки дронов. Но оно вполне могло приструнить авиакомпании, которые повели себя не лучшим образом.

Коллапс воздушных перевозок ударил и по железнодорожному сообщению. В продаже полностью закончились билеты на поезда из Петербурга в Москву, сообщили в Ассоциация туроператоров России.

Все это — только верхушка айсберга проблем, которые в последнее время обрушились на транспортную систему страны. Что не так в отрасли и как исправлять положение? Какие задачи предстоит решить в первую очередь Андрею Никитину? С такими вопросами «СП» обратилась к руководителю политической экспертной службы Константину Калачеву.

— Министр транспорта — «расстрельная должность». При том, что для такой большой страны, как Россия, транспорт — кровеносная система, а проблемы в этой области в последнее время росли, как снежный ком. Еще в марте Счетная палата вынесла неутешительный вердикт: развитие региональных аэропортов тормозится, в первую очередь, из-за взлетно-посадочных полос.

За два последних года количество открытых ВПП снизилось с 42 до 23 единиц. Вопрос приобрел характер катастрофы и был поднят даже на заседании Совета Федерации. Но выводов сделано не было. В итоге недостаток взлетно-посадочных полос, нехватка трапов и буксировочных бригад стали причинами недавнего коллапса в аэропортах Москвы и Петербурга.

Помимо этого, в Счетной палате обратили внимание Минтранса на ограничение государственных субсидий на воздушные перевозки по социально значимым маршрутам ДФО. Из-за этого Дальний Восток оказался фактически отрезан от центра. Все это — просчеты в работе Минтранса. Очевидно, что Старовойт должность министра транспорта просто «не тянул».

«СП»: Но есть и объективные причины: после 24 февраля 2022 года, когда началась спецоперация на Украине, был введен режим временного ограничения полетов на юге России. Закрылись аэропорты в Краснодаре, Анапе, Геленджике, Ростове-на-Дону, Симферополе, Курске, Белгороде, Брянске, Воронеже и других городах. Это дало дополнительную нагрузку на железнодорожную сеть, и она не справилась. На сегодня билетов на поезд, например, в Крым, нет вообще! И это в разгар курортного сезона. Это нормально?

— Нагрузку в РЖД не выдержали, результаты очевидны. Дело не только в пассажирском сообщении.

Объем грузоперевозок по сети ОАО «Российские железные дороги» за 2024 год снизился до 988 млн тонн. Скорость движения тоже падает, тарифы растут. Мы «выезжаем», по сути, только на советском багаже.

Обслуживание подвижного состава постоянно сталкивается с проблемами. Импортозамещения на железных дорогах России, по сути, так и не произошло. Высокоскоростные электропоезда «Сапсан» компании Siemens столкнулись с неразрешимыми проблемами из-за отсутствия импортозамещения. Недавно был в Коломне, там функционируют еще советские электрички, которые просто в жутком состоянии.

«СП»: Тревогу вызывает и постоянный сдвиг сроков выпуска отечественных самолетов. Понятно, что это зависит не только от Минтранса, но и от Объединенной авиастроительной корпорации. Но министр транспорта должен был в какой-то момент стукнуть кулаком по столу и сказать свое веское слово. Или от него ничего не зависит?

— Именно так и должен был сделать министр транспорта, который на своем месте. Пока выпуск отечественных самолетов постоянно откладывается, парк «Боингов» и «Эрбасов» сокращается как шагреневая кожа.

По «серому импорту» все чаще поставляют бэушные запчасти. Как итог — постоянные авиаинциденты. Все чаще самолеты приземляются на одном двигателе. По числу инцидентов с пассажирскими самолетами 2024-й поставил печальный рекорд: рост аварийности 30%. Недавно в Забайкалье произошел инцидент с Ан-2, самолет совершил жесткую посадку: подвел двигатель. Заменить «Аны» планировали «Байкалами, но их производство постоянно тормозится.

Вопреки обещаниям, до сих пор нет и импортозамещенного Superjet-100, а ведь в его конструкции выявлен серьезный дефект, французский двигатель признан ненадежным. И на таких самолетах продолжают летать люди! Вопрос безопасности перевозок, авиаинциденты последнего времени — все это на совести Минтранса в том числе.

«СП»: И с водным транспортом проблемы. Достаточно вспомнить крушение в минувшем декабре танкеров «Волгонефть», которое привело к масштабной экологической катастрофе…

—  Как отчитывался сам Старовойт, причиной крушения стали нарушения со стороны капитанов и судовладельцев. При этом он замолчал тот факт, что оба судна были построены еще при СССР: одно в 1969 году, другое — в 1973-м. И такие ветхие суда, к сожалению, основа нашего флота.

«СП»: Какие проблемы предстоит решить новому министру транспорта в первую очередь?

— Логистическая система у нас развита слабо. Чуть подальше от Москвы — новых дорог нет, а на трассе от Якутска зимой не проехать из-за обледенений.

Новые аэропорты в регионах почти не строятся, старые ветшают в то время, как в стоимость авиабилета заложили статью на их ремонт. Но глобальная проблема российского транспорта сегодня — техническая отсталость. Технологический суверенитет — пока призрак.

Министр транспорта — это ключевая должность в правительстве. Он должен работать в связке с другими ведомствами, уметь открывать любую дверь, докладывать не только о хорошем, но и о плохом, вступать в конфликты, стучать кулаком по столу. У нас летать фактически не на чем, а в Минтрансе молча реагируют на сдвиг сроков выпуска отечественных самолетов. Это — тупик.

«СП»: Можно ждать прорыва от нового главы Минтранса?

— Никитину это должно быть по силам, у него за плечами — опыт работы в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Ясно, что человек, который хочет закрепиться в Министерстве транспорта, должен предлагать комплексные решения. Главное — не ограничиться красивыми презентациями президенту.

Никитин — «технократ», но, помимо этого, надо решать и социальные задачи, связанные с ценами на билеты, например. А то у нас долететь из Москвы до Якутска или Анадыря дороже, чем до Бангкока.

Источник