Сюжет Падение режима Башара Асада в Сирии
Вчерашние джихадисты, пришедшие к власти в Сирии, требуют от России «искупить свою вину перед сирийским народом». Их риторика, поведение и требования делают возобновление сотрудничества с Дамаском все менее вероятным.
Сирия разрешит России сохранить свои военные базы на ее территории, если Дамаск «получит от этого выгоду», заявил в интервью Washington Post новый министр обороны страны Мурхаф Абу Касра.
Закулисные переговоры Москвы с Дамаском начались почти сразу после падения режима Башара Асада в начале декабря прошлого года, утверждает американское издание. «В политике нет вечных врагов», — цитирует издание мнение Абу Касра.
Главный вопрос, волнующий американских журналистов, судьба российских военных баз. Bloomberg, например, утверждает, что уже в середине декабря «у сторон сложилось неофициальное понимание» о том, что российские силы смогут остаться в Сирии.
По данным всё того же агентства, переговоры провалили новые сирийские власти из-за завышенных требований: сумма, в которой от нулей рябит в глазах, и Башар Асад живым, поэтому договориться Дамаску с Москвой не удалось.
Надо ли нам соглашаться?
Что касается компенсаций и помощи с восстановлением Сирии, то все это напоминает какие-то послевоенные репарации. Мы не являемся проигравшей стороной и ничем не обязаны Дамаску, объясняет кандидат исторических наук и эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
«Наше присутствие в Сирии было фрагментарным. В последние годы мы фактически передали ее в зону ответственности Ирана. Россия может гордо удалиться. Если такое решение будет принято, то надо этим бородатым ребятам осторожно втирать очки в лучших традициях восточной дипломатии — а давайте еще поговорим, миллиардик здесь, миллиардик там — и под это дело выводить свой контингент, чтобы его не взяли в заложники. Собственно, мы сейчас войска с сирийских баз и выводим», — отмечает эксперт.
Помимо этого, у России нет лишних денег на расточительные жесты доброй воли: идет СВО, внутри страны есть масштабные инфраструктурные проекты.
В-третьих, по словам Балмасова, нет никаких гарантий, что новая сирийская власть не «кинет» Россию. Если Запад впоследствии заплатит больше, Дамаск может легко забыть про соглашение с Москвой.
«Бородатым исламистам, перекрасившимся из вчерашней Аль-Каиды*, нет большого доверия, — подчеркивает эксперт. — Что бы они про себя не говорили, но они очень любят деньги. Скажут потом, что мы договаривались не с Сирией, а с конкретным министром, и это наши проблемы».
Более того, большую роль в падении режима Асада сыграл Киев. Киевский режим не скрывает, что помогал «повстанцам» и беспилотниками, и оружием, и консультациями. По данным иранских СМИ, представители Банковой выкупали экстремистов с российским гражданством из зинданов, чтобы позднее использовать их против России.
Наши военные колонны сторонники новых властей забрасывали камнями, кто-то вообще на них демонстративно справлял нужду. Мы все видели эти кадры. Вряд ли такое поведение можно назвать дружественным.
«Есть очень большие сомнения в том, как сирийские власти будут себя вести, даже если мы им заплатим, — отмечает Балмасов. — Асада нельзя сдавать ни за какие деньги, потому что это повредит интересам России на всем земном шаре».
На Сирии свет клином не сошелся
Раньше считалось, что военные базы в Сирии для нас критически необходимы: единственный порт в Средиземном море, перевалочные пункты для сообщения с нашими частями в Африке, удобный плацдарм, чтобы держать в напряжении Суэцкий канал, через который идет 12% всей мировой торговли, а также нефть и газ с Ближнего Востока в Европу.
По мнению Балмасова, сейчас можно опереться на ливийскую инфраструктуру, которую начали развивать еще до падения Асада. Сирийские базы вполне заменимы.
А что Эрдоган?
Повстанцы, сменившие камуфляж на деловые костюмы и провозгласившие себя новой властью, активно сотрудничали с турецкими спецслужбами. До некоторого момента их было удобно использовать, как прокси-силы. Сейчас тайное становится явным.
Поэтому нет ничего удивительного в недавних сообщениях о том, что Турция договаривается о размещении своих военных баз в Сирии. По словам Балмасова, с одной стороны, их планируют использовать для давления на курдов. А с другой — как опорный пункт для продвижения на территории, которые Турция считает своими. Впрочем, есть данные, что свои базы там хочет поставить и Белый дом. В Вашингтоне курдскую карту рассматривают совсем не так, как в Анкаре.
*Террористическая организация, запрещенная в России