На фоне открытой конфронтации с Россией Азербайджан начал демонстрировать свою силу в регионе. 4 июля в городе Ханкенди (бывший Степанакерт, Нагорный Карабах) прошел 17-й Саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС).
В гости к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву на саммит приехали турецкий премьер Эрдоган, президент Ирана Пезешкиан, президенты Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана Рахмон, Мирзиёев и Джапаров. Казахстан и Пакистан были представлены премьер-министрами. На уровне министров приняли участие в саммите ОАЭ Туркменистан и Афганистан.
Азербайджан изначально позиционировал этот саммит как укрепление роли Баку на Южном Кавказе и «постсоветской исламской Евразии». В свете кризиса отношений между Россией и Азербайджаном его проведение на таком высоком уровне можно рассматривать как сигнал Москве о прочных позициях Азербайджана в регионе.
Ильхам Алиев с большим пафосом провел на форуме в Ханкенди «презентацию» возможностей Азербайджана. «В Азербайджане создан очень позитивный инвестиционный климат. За последние 20 лет в экономику страны инвестировано около 350 миллиардов долларов, половина из которых — иностранные инвестиции. Азербайджан обеспечивает энергетическую безопасность многих стран и экспортирует природный газ в 12 государств. По этому показателю страна входит в число мировых лидеров. Через Азербайджан проходят транспортные коридоры Восток-Запад и Север-Юг, которыми пользуется большинство стран-членов ОЭС», — говорится в его приветствии к участникам форума.
Стоит добавить, что национальная валюта Азербайджана — манат, показывает многолетнюю стабильность. Особенно это заметно на фоне российского рубля, который постоянно лихорадит. Твердость маната — следствие устойчивой экономики. Азербайджанская экономика в последние годы демонстрирует достаточно неплохие показатели. Так, в прошлом году ВВП страны вырос на 4,1%, до $74,3 млрд. Это примерно столько же в процентном выражении, сколько и в России.
Нефтегазовые доходы Азербайджана впечатляют. В прошлом году в бюджет республики они дали $10,569 млрд (48,4% всех поступлений).
Но и это еще не все. У Азербайджана одна из самых сильных армий на постсоветском пространстве. Всего один факт: армию Армении в борьбе за Нагорный Карабах Азербайджану удалось разбить за 44 дня.
Может ли Азербайджан претендовать на роль нового лидера на Кавказе, вытеснив Россию? Какие перспективы в этом регионе у нас с учетом амбиций Ильхама Алиева? С такими вопросами «СП» обратилась к политологу, заместителю декана факультета мировой экономики и политики Андрею Суздальцеву.
— Саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Азербайджане уже 17-й по счету, так что назвать это событие экстраординарным сложно. Раньше этот саммит собирал гостей в Баку. Проведение его в Нагорном Карабахе, видимо, должно было подчеркнуть военное преимущество Азербайджана. Но главной фигурой на этом саммите был не Алиева, а президент Турции Эрдоган. И это довольно символично, учитывая тот факт, что сейчас Турция снова стремится вернуться на территории, которые раньше занимала. Часть из них находится в Армении.
«СП»: Вероятно, этому саммиту не стали бы удалять такое внимание, если бы не конфронтация Баку с Москвой?
— Приезд туда лидеров стран региона в разгар конфликта с Россией, на мой взгляд, стал демонстрацией их поддержки Азербайджана. По крайне мере, так видится из Москвы и это заставляет о многом задуматься.
«СП»: Проведение саммита ОЭС в Ханкенди — это намек на военное превосходство Азербайджана в регионе. Многие говорят о возможности открытия «второго фронта» России на Кавказе в результате конфликта с Азербайджаном. Много ли у Баку действительно сильных стратегических союзников в регионе?
— Успех азербайджанской армии в Нагорном Карабахе — это результат подготовки армии инструкторами из Турции. Анкара во многом помогала Баку, не только советом, но и вооружениями. По оценкам экспертов, сейчас азербайджанская армия может претендовать на роль самой мощной армии на постсоветском пространстве после армии Украины.
Но Восток — дело тонкое. Геополитический расклад в регионе достаточно непростой. Напомню, что Россия сумела сохранить свою военную базу в Армении, в Гюмри. Азербайджан не может это не учитывать. Интересно, что на саммите в Азербайджане был и президент Ирана. Это может говорить об определенном кризисе в отношениях России с нашим стратегическим партнером. Звонок поддержки Зеленского Ильхаму Алиеву в разгар кризиса отношений с Россией может говорить о том, что у гордых горцев и независимых украинцев одни и те же хозяева, которые ими управляют.
«СП»: Остались ли у России союзники в регионе? Или Азербайджан перехватил инициативу?
— Похоже, что Россия выбрала путь дипломатии. Можно обратить внимание на визит в Турцию главы Татарстана Рустама Минниханова, где его принял Реджэп Эрдоган. Многие полагают, что основным предметом их переговоров стали кризисные отношения между Москвой и Баку: Турция могла бы занять роль посредника (Действительно, 5 июля после визита в Азербайджан Эрдоган призывал обе стороны к сдержанности — «СП»).
Да и официальные заявления российского МИД выглядят как намек на быстрое решение конфликта. Судя по всему, наше внешнеполитическое ведомство предложило Баку вернуться к «стратегическому союзничеству».
«СП»: На Востоке, как известно, уважают силу. Не расценят ли в Баку позицию России как проявление слабости?
— Азербайджану придется учитывать много факторов. Действительно, Азербайджан сейчас — самое экономически развитое государство на Южном Кавказе. Но его экономика во многом связана с Россией: Азербайджан экспортирует свою нефть в Европу транзитом через территорию России по нефтепроводу Баку-Новороссийск (Объемы прокачки по этому маршруту сравнительно с «трубой» Баку-Тбилиси-Джейхан небольшие, тем не менее они идут — «СП»). Кроме того, Азербайджан покупает значительные объемы российской нефти, потому что она дешевле, а их собственная нефть идет на экспорт и продается на мировом рынке дороже.
В военно-стратегическом плане Россия может блокировать для Азербайджана Каспийское море, и азербайджанские «ворота на Запад» частично закроются. Не стоит забывать и о том, что все азербайджанские олигархи, на которых фактически держится режим Алиева, «поднялись» в России и сохранили у нас бизнес-проекты. Ну и наконец огромная азербайджанская диаспора, которая зарабатывает в России, никогда не простит Алиеву, если ей перекроют возможность получать у нас колоссальные доходы.
«СП»: Какие выводы Россия может сделать из геополитического расклада на Кавказе с учетом стремления Азербайджана доминировать?
— Когда закончится СВО, мы будем иметь дело уже с другими государствами на постсоветском пространстве. Вероятнее всего, на дружбу рассчитывать уже не стоит, надо выстраивать отношения, исходя из наших национальных интересов.
В свое время Россия выделила сотни миллиардов рублей на поддержку «государственности» Украины. Мы поддерживали Киев вплоть до 2014 года, и сейчас пожинаем плоды. Что касается Азербайджана, там помимо Алиева есть и оппозиция. Сотрудничество России с ее представителями должно отрезвить Баку.