«Осенний марафон» Георгия Данелии: на прошлой неделе выдающемуся мастеру исполнилось бы 95

Нам посчастливилось жить во время Данелии

На прошлой неделе Георгию Данелии исполнилось бы 95. Его не стало, в общем-то, совсем недавно, семь лет назад, в 88. То, что это выдающийся мастер, стоит напомнить всем. То, что замечательный человек, даже не обсуждается. Да, нам посчастливилось жить во время Данелии. Вот это счастье.

«Осенний марафон» Георгия Данелии: на прошлой неделе выдающемуся мастеру исполнилось бы 95

тестовый баннер под заглавное изображение

Грузин московского разлива — звучит гордо. Просто грузин — тоже звучит гордо, но если еще из Москвы… Здесь такое богатство натуры, природы человека! Булат Окуджава, Марлен Хуциев и он, Данелия, — ну замечательная тройка нападения тбилисского «Динамо».

Чтобы понять, знать Георгия Николаевича, надо как минимум прочитать его книги. Их немного, всего четыре, но там он весь. Как человек думает, чувствует — о, это такая тонкость, такой юмор пополам с иронией, такая жалость и любовь к человеку. И нежность, конечно, нежность, особенно к друзьям. Скажи, какие у тебя друзья, и я скажу все о тебе: Реваз Габриадзе, Гия Канчели, Вахтанг Кикабидзе, Евгений Леонов… Это такие нежные отношения.

Но, конечно же, Данелию надо смотреть. Потому что он как никто открыт в своих фильмах, исповедален. Все фильмы делал от себя, про себя, про свое чувство, понимание жизни. И поняв его кино, мы поймем и его, хоть капельку приблизимся.

«Я шагаю по Москве». Это не первый фильм Данелии, первый — «Сережа», который он снял вместе с другом, однокурсником Игорем Таланкиным, где замечательный гениальный мальчик сыграл с Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевой. А «Я шагаю по Москве» — фильм-праздник, фильм-счастье, такая любовь к лучшему городу Земли. Это еще и Гена Шпаликов, тогда совсем молодой, тоже друг, автор той самой замечательной песни в исполнении молоденького Никиты Михалкова, да и всего сценария. Шпаликов, такой солнечный тогда, который к горю всем нам потерял себя и покончил с собой в 37, в возрасте Александра Сергеевича. Данелию братья-режиссеры, очень серьезные коллеги, упрекали за это воздушество, упоение, восхищение жизнью: мол, как это можно не видеть, забыть все недостатки советской системы, горе и печаль? Но еще шла оттепель, не закончилась, и Данелия так чувствовал, а значит, так снимал и никак не кривил душой. Никогда не кривил душой.

«Не горюй!». Как человек обычную французскую пьесу сделал абсолютно грузинской сценами из тифлисской жизни ХIХ века! Какой грузинский колорит, объяснение в любви родной Колхиде, когда даже русские замечательные артисты Анастасия Вертинская и Сергей Филиппов становятся абсолютными грузинами по сути, по образу мысли, по менталитету. Вообще «грузин» для Данелии — особое понятие, когда сочетаются смех и слезы, необыкновенная лирика и брутальность. «Папа, к тебе грузин приехал» — это уже из другого фильма, самого любимого. «Ты кто, дорогой?» — «Я инженер». — «А ты кто?» — «А я грузин». (Вот вам «Кин-дза-дза!», о котором речь впереди.) Грузин — это образ мысли и образ жизни, непроходящая его любовь. А снят фильм «Не горюй!» как лучшие картины художников-импрессионистов — ни одной лишней ноты, краски, это просто идеальное кино.

«Мимино». Так мог снять только счастливый человек. Это фильм о том, как замечательно было жить в Советском Союзе 70-х, когда армянин и грузин на чистом русском языке встретились в Москве и просто незабываемо вместе провели это сказочное время. Опять Данелию можно обвинить в приукрашивании действительности, но вот этот его прищур, ирония, отношение к жизни, легкость бытия при собственном внутреннем переживании так помогали жить. Да, можно сказать, в то время он видел только и исключительно хорошее. И не поверить ему нельзя… И еще: там есть Фрунзик, великий Фрунзик, армянский Чаплин с трагической личной судьбой. Но тогда, в «Мимимо», и он был счастлив.

«Осенний марафон». Здесь Данелия исповедален, как никогда раньше. Он снимал про себя любимого-нелюбимого, про свои отношения с женщинами, и никуда от этого деться не мог. А драматург Александр Володин написал это тоже про себя, про свою больную жену Фриду, которую он бросить не мог, не имел права.

У Георгия Данелии было три жены. С замечательной великой актрисой, прекрасной женщиной Любовью Соколовой он прожил много лет. Но… кончилась любовь, так бывает в жизни. В «Осеннем марафоне» будто бы ее, Любовь Соколову, сыграла Наталья Гундарева, Нина Евлампиевна по фильму. И вот отношения Бузыкина-Басилашвили и ее — Нины Евлампиевны — это когда кончилась любовь, и ничего с этим не поделаешь. В фильме это показано так необыкновенно точно, без всякой фальши. А Неелова в «Марафоне», Аллочка, это же и Виктория Токарева… Они с Данелией понимали друг друга как никто, с полуслова, с полунамека, у них был какой-то общий взгляд на жизнь, на действительность, друг на друга. В сценариях «Мимино», «Джентльменов удачи» они дописывали друг за другом фразы, и это был самый прекрасный юмор.

А потом Данелия ушел из семьи, от своей верной жены Любови Сергеевны Соколовой к другой женщине. Не к Токаревой, нет, ведь у нее был свой муж, а к Галине, новой своей любви. Как-то на программе Бориса Корчевникова уже после ухода из жизни Георгия Николаевича встретились две женщины, которые так его любили, — Виктория Токарева и Галина. Обе до сих пор будто бы спорили за своего единственного мужчину. Одна не могла простить другой, что та была в его жизни. Они так подначивали друг друга, так ревновали… А Георгий Николаевич сидел, наверное, в это время где-то на облачке, свесив ножки, смотрел небесный телевизор, вспоминал и грустил. Да, и любовь может навеять неизбывную грусть.

«Слезы капали». Это самый трагический фильм Данелии. Обычно он снимал грустные комедии, но здесь ничего смешного вообще не было, то есть абсолютно. Совсем недавно у него умерла мама, любимая мама, которую он просто обожал и всегда слушался. Он так это переживал, что все вылилось в грустный-грустный фильм, когда в глаз героя Евгения Леонова, его самого главного актера, попала льдинка, как Каю в той «Снежной королеве», и он стал видеть мир ужасным, серым, враждебным. Мир, где совсем нет любви. Но даже там, в этом мраке, прозвучала та самая песня, которая лилась в каждой новой экранизации Данелии, из картины в картину: «На речке, на речке, на том бережочке, мыла Марусенька белые ноги». Да, песня-талисман.

«Кин-дза-дза!». Неровный, непонятый, а на самом деле чисто диссидентский фильм. Вот здесь уже нет никакой восторженности, никакого счастья, он все происходящее в стране видел ясно и трезво. Разложил систему по косточкам на эти красные штаны, на «кю» или «ку», на «чатлан» и «пацаков», и кто перед кем должен приседать и кланяться. Может, тогда, как и герою фильма «Слезы капали», Данелии тоже попала льдинка в глаз, но то, что он показал в фантастическом изложении — все правда на самом деле.

«Паспорт». Последний его фильм в СССР. Фильм-анекдот, где нет уже почти того знаменитого данелиевского подтекста. Кончалась его страна, его прекрасная родина, и Георгий Николаевич, даже понимая про нее все, разделил участь своих таких же великих коллег — Рязанова, Гайдая — и, в общем, так и не смог встроиться в новую реальность.

Но жизнь на этом не закончилась, он продолжал снимать, даже пригласил для маленького эпизода из Америки своего другого важнейшего актера, Савелия Крамарова, который уже был совсем не Косой. Но и здесь случилось чудо, потому что появился такой знаковый и очень важный мультфильм «Ку! Кин-дза-дза». Это был последний аккорд Мастера. Дальше он уже не выходил из своей квартиры на Чистых прудах. Позвонишь ему по телефону, он всегда дома, берет трубку, и начинается счастье человеческого общения.

Ну а для нас счастье, что он был с нами, что поделился с нами собой, своим неповторимым внутренним миром. Мы вспомним и побежим дальше. «Осенний марафон» продолжается.

Источник: www.mk.ru