Возможно, нефть опять подорожает. Её перевозка на танкерах из РФ в зарубежные страны из-за санкций ЕС стала по некоторым направлениям дороже на 30%. Инвесторы задумались о новых, преимущественно более высоких пошлинах, которые вступили в силу с 1 августа.
Ведь Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин в размере от 10% до 41% на импорт из десятков стран и регионов, включая Канаду, Индию и Тайвань.
Некоторые аналитики предупреждают, что новые пошлины могут ограничить экономический рост из-за повышения цен, что негативно скажется на потреблении нефтепродуктов.
Сейчас в России средняя стоимость бензина марки АИ-95 составляет около 62 рублей за литр, а АИ-92 — около 57 рублей за литр. Дизельное топливо стоит в среднем 71 рубль за литр. В США средняя цена за литр бензина 46 руб., хотя, конечно, обычно американцы все меряют в галлонах.
В Европе цены на бензин обычно выше, чем в США или в России. В Люксембурге в пересчете на российские рубли по текущему курсу она составляет примерно 138 рублей.
В Германии около 150−160 рублей, в Британии — 160−170 рублей, во Франции — 170−180 рублей. В Монако бензин может стоить 214 руб. за литр, в Исландии — 213 руб., в Дании — 202 руб. Зато в Кувейте 27 руб., а в Венесуэле в десять раз меньше — 2,7 руб.
Цены на нефть падали по сравнению с теми временами, когда она стоила 100 долларов за бочку. Теперь-то она стоит чуть больше 70, а заправляться в России дешевле не становится. Знакомая картина. Для российских автолюбителей давно не новость, а реальность, хотя и странная.
В то время как в других уголках планеты цены на бензин чутко реагируют на колебания нефтяных котировок, в России они упорно ползут вверх или в лучшем случае замирают. В чем же причина этого парадокса? Ответ кроется в особой системе ценообразования, где стоимость нефти играет далеко не главную роль.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что что в России система ценообразования на топливо существенно отличается от западной, особенно от американской:
— Там действует либеральный рынок: цена на бензин или дизель для конечного потребителя напрямую зависит от стоимости нефти. У нас такой связи практически нет.
«СП»: Но ведь цены на нефть действительно снижались в последнее время…
— Да, особенно начиная с марта 2025 года, когда Дональд Трамп объявил о повышении пошлин на экспорт нефти из других стран, а страны ОПЕК+ — о росте добычи. Это привело к падению мировых цен на нефть, и в течение довольно долгого времени они оставались низкими.
Позже ситуация изменилась, когда обострилась ситуация вокруг Ирана и Израиля, и появился риск перекрытия Ормузского пролива. Тогда цены немного выросли. Но в целом, особенно в Европе, стоимость топлива действительно снизилась вслед за нефтью.
«СП»: А почему в России не произошло аналогичного снижения?
— Потому что у нас нефть как таковая — это лишь небольшая часть стоимости литра бензина. Около 80% цены на АЗС составляют налоги, сборы и акцизы, которые поступают в государственный бюджет. И если нефть дешевеет, это почти не влияет на розничную цену: налоги-то не снижаются, а наоборот, чаще всего растут. Поэтому и цена на топливо растёт.
«СП»: Должен же быть какой-то механизм, чтобы сдерживать скачки цен…
— Он есть. Это так называемый топливный демпфер. Его суть в том, что государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между экспортной ценой и внутренней.
Если продавать топливо за границу выгоднее, государство доплачивает компаниям, чтобы им было всё равно, куда продавать — внутри страны или за рубеж. Это сделано для стабилизации цен на внутреннем рынке.
«СП»: Получается, государство платит компаниям, чтобы удерживать цены?
— Да. Но есть и обратная сторона. Когда цены на мировом рынке снижаются и становятся ниже российских, компании, наоборот, должны доплачивать государству, чтобы реализовывать топливо внутри страны.
По сути — за то, чтобы цены… не снижались. Такой случай уже был в 2022 году: цены на нефть в Европе упали, а у нас топливо оставалось дороже, потому что компании компенсировали разницу бюджету. В результате — цены не только не упали, но и иногда росли.
«СП»: То есть демпфер исключает снижение цен на бензин?
— Фактически да. Это ключевая причина, почему в России снижение цен на топливо почти невозможно даже в теории. Демпфер стабилизирует цены — но не в сторону уменьшения, а в сторону стабильности или роста.
«СП»: А кроме демпфера, что ещё влияет на рост цен на топливо в России?
— В первую очередь — рост акцизов. За последние годы они увеличились существенно. А акциз закладывается напрямую в стоимость одного литра топлива на заправке. То есть чем выше акциз — тем выше розничная цена. Также влияют инфляция, колебания курса рубля и другие макроэкономические факторы.
«СП»: А рубль сейчас укрепляется. Почему это считается негативным фактором для топливных цен?
— Всё просто: когда рубль укрепляется, при пересчёте в валюте оказывается, что цена на топливо внутри страны выросла больше, чем это кажется в рублёвом выражении.
Это ухудшает позиции компаний, и они могут пересматривать цены, чтобы компенсировать потери. Получается, что и курс рубля тоже влияет на стоимость топлива — пусть и косвенно, указывает эксперт…
Живущий в Вене экономист Юрий Горохов напоминает, что, говоря о стоимости бензина в России, следует понимать, что цена топлива — это не просто цифра на табло АЗС:
— В ней заложены налоги, финансирующие бюджет, социальные программы, оборону. В этом смысле каждый, кто заправляет машину, участвует в построении государства. Это позиция ответственного гражданина.
Ведь именно налоги определяют, каким будет уровень жизни, инфраструктура, медицина и образование. Люди, платящие большие налоги, исторически имели и большее право голоса — так было в прежние времена.
Таким образом, покупка бензина — это акт гражданского участия. Выражая готовность платить налоговую составляющую топлива, вы подтверждаете легитимность государственной политики и приоритетов, считает эксперт…
Так что демпферный механизм, акцизы и налоги — вот истинные столпы российской цены на бензин. Они надежно отсекают любую возможность ее снижения, превращая «стабильность» в синоним «недешево».
А «гражданское участие» и финансировании будущего через покупку топлива лишь подчеркивает горькую иронию: наш «патриотический акт» у заправочной колонки — это принятие системы, где рыночные законы нефти отменены в пользу вечного налогового бремени. Мы платим не только за бензин, но и за невозможность его удешевления.