Нефтяные месторождения бывают разные. В одних случаях требуются современные технологии добычи для глубокой разработки недр. В других нефтепродукты буквально сами, представьте себе, вытекают на поверхность. В частности, два таких месторождения есть в Оренбургской области. Подробности рассказал «Свободной Прессе» Вадим Петрищев, ведущий научный сотрудник отдела природно-техногенных геосистем Института степи.
«СП»: Это правда, что в Оренбургской области есть месторождения, где битум естественным путем выходит на поверхность?
— Да. У нас два таких месторождения — Каировское и Садкинское. Они находятся в абсолютно разных местах региона. Каировское расположено в Саракташском районе, на юго-западном крыле Каировской структуры, приуроченной к одноимённой соляной гряде в восточной части оренбургского сегмента Предуральского прогиба. Садкинское месторождение — в Бугурусланском районе области.
«СП»: Когда были открыты эти месторождения? И что, собственно, в них находится?
— Садкинское месторождение открыли еще в 30-е годы ХХ века. Это была предтеча открытия бугурусланской нефти (Бугурусланское месторождение — старейшее в Оренбургской области, в 1999 году здесь добыли 100-миллионную тонну «черного золота»). Это твердые углеводороды, но в то же время хрупкие.
«СП»: В самом деле твердые углеводороды?
— Именно так. Это асфальтит (редкий минерал, твёрдый продукт окисления нефти), вид твердого битума. Садкинский рудник работал полвека, до 1985 года. Добычу здесь вели открытым способом.
«СП»: Правильно понимаю, что асфальтит применяют для строительства дорог? Само название наталкивает на эту мысль.
— Правильно, но не только в строительстве дорог. Асфальтит применяют также в промышленном и гражданском строительстве, в оборонной промышленности, лакокрасочном производстве. Но при строительстве дорог этот минерал особенно удобен. У него температура плавления выше 100 градусов по Цельсию.
«СП»: А что скажете насчет Каировского месторождения?
— На этом месторождении асфальтита было сделано открытие, что асфальтиты связаны с выходом гипсов, а также с месторождениями нефти.
Асфальтитов здесь, правда, осталось уже немного. Немало серьезных научных работ связано с этим минералом. Павел Климов, например, написал монографию про асфальтиты Поволжья. Он предсказал наличие залежей и увязал их с особенностями тектоники.
«СП»: Рядом с асфальтитами на Каировском месторождении нашли нефть?
— Да, нашли. Бурят сейчас.
«СП»: И большие запасы нашли?
— Информация о запасах, увы, не подлежит разглашению.
«СП»: Правильно понимаю, что на Каировском месторождении битум сам выходит прямо на поверхность?
— Да. Возле села Каировка холм приподнят солевой структурой. В трещины почвы просачиваются битум и асфальтит. Последний можно встретить, буквально копнув лопатой. Он выглядит как этакая черная субстанция.
В районе Каировки есть три таких траншеи, которые наполняются битумом. Постепенно твердеющим.
«СП»: За счет чего битум выходит на поверхность?
— Это связано с соляной тектоникой местности. Под соляным ядром находится пласт известняков, пропитанных нефтью. В результате тектонического разлома масса нефтесодержащих пород и просачивается на поверхность.
«СП»: Правильно понимаю, что потребности собирать этот битум у нефтепроизводителей нет? Поскольку его запасы невелики. В то время как запасы нефти поблизости намного больше.
— В целом да. Из битума бензин не сделать.
«СП»: Каким образом возникли эти месторождения? Садкинское и Каировское.
— Наследие далекого прошлого. Когда-то в этих местах располагалась бескрайняя равнина с реками, озерами, оазисами.
Снизу на поверхность давили красноцветные осадочные породы. Километровый Садкинский разлом именно такой природы. Поэтому здесь и сделали асфальтитовый рудник в ХХ веке. Чист и прост в работе оказался асфальтит. Особенно для строительства и ремонта дорог.
«СП»: Но его мало?
— На сегодня его осталось мало.
«СП»: Где находятся крупнейшие месторождения асфальтита в России и мире?
— Насколько знаю, в Ливии находится очень крупное месторождение. В России недавно открыли месторождение в Западной Сибири. Но оно расположено в условиях вечной мерзлоты. В Азии крупнейшее месторождение асфальтита — в Китае.
«СП»: Можно сказать, что век асфальтитов как ценного материала для строительства дорог и промышленного строительства прошел?
— В Оренбургской области альтернатива — нефтяные шламы (сложные смеси нефтепродуктов с механическими примесями).
С одной стороны, их сложнее разрабатывать и технологически труднее использовать. С другой, их запасы очень велики. В нашем регионе, например, около 70 таких месторождений. Логично, что их решили использовать.