
Китай впервые в истории стал главным импортером пива в Россию, оставив далеко позади традиционных европейских производителей: Чехию и Германию.
Согласно данным, проанализированным РИА «Новости» на основе платформы ООН Comtrade и национальных таможенных ведомств, за январь-сентябрь 2025 г. Китай нарастил отгрузки пива в Россию в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Китайского пива продали за десять месяцев на $33,4 млн. По оценкам, за весь 2025 г. объем китайского пива, завезенного в Россию, составит 7,7 млрд руб., что превышает совокупные поставки из Чехии, Германии и Бельгии вместе взятых.
Чехия, ранее занимавшая лидирующие позиции, опустилась на второе место, сократив экспорт почти вдвое. Германия, некогда основной источник импортного пива для России, показала еще более драматичное падение, снизив отгрузки в шесть раз.
Выход Китая на первое место обусловлен целым комплексом факторов. И дело тут вовсе не в санкциях. Просто китайцы активно осваивают новые мировые рынки, причем и по таким товарам, которые у потребителей никогда прежде не ассоциировались с Поднебесной. В их числе пиво и… вино.
Как рассказывает гонконгская газета South China Morning Post (SCMP), в Китае наблюдается бум популярности местного, крафтового пива, которое воспринимается как «бюджетная альтернатива» более дорогим спиртным напиткам и винам премиум-класса.
Снижаются, например, закупки байцзю — это что-то среднее между водкой и самогоном, крепкий напиток, который производят из разных злаков или из смеси. Кстати, байцзю с экономической точки зрения уникальный продукт5 это самый массовый алкогольный напиток на планете, но при этом он практически не идет на экспорт. По крайней мере, даже в России он почти неизвестен. В отличие от китайского пива.
Китай — главный потребитель пива на планете. При этом тут практически нет импорта (его лишь около 1%). Да и зачем завозить немецкое или чешское, если в самом Китае традиции пивоварения насчитывают тысячи лет.
И за это время здесь сложилась собственная пивная культура: достаточно сказать, что китайское пиво, в отличие от европейского (да и российского тоже) варят не только на ячмене, но и на других злаках — это рожь, сорго и, конечно, рис. Кстати, если поначалу пиво в Китае было популярно в основном в сельской местности, то в последние десятилетия в мегаполисах, таких как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, стремительно распространяется крафтовое пиво.
При этом речь идет не о дешевом пиве, а о более сложных сортах — пшеничном пиве, светлых элях и экспериментальных сортах с экзотическими добавками. SCMP приводит пример крафтового пивного бара Urbrew, где бокал пива может стоить более 20 юаней (220 рублей), что значительно выше цены в 4 юаня (42 рубля) за обычную бутылку в супермаркете.
Таким образом, как пишет SCMP, Китай, с его растущим внутренним спросом на качественное, но доступное пиво и способностью масштабировать производство, оказался готов заполнить образовавшиеся ниши на экспортных рынках. Таким образом изменилась и привычная география пивного импорта в Россию.
Причем крафтовое пиво в Китае постепенно вытесняет не только традиционное байцзю, но и вино. Еще до пандемии китайский винный рынок процветал, и экспортеры чувствовали, что можно продавать «что угодно по любой цене», пишет. SCMP.
Но теперь ситуация изменилась: китайцы постепенно отказываются от западных вин. И это вызывает головную боль у виноделов по всему миру, особенно в Европе, которые долгое время были лидерами на китайском рынке. Некоторые из них вынуждены резко снижать цены, чтобы хоть как-то обеспечить заказы.
По данным Международной организации виноградарства и виноделия, мировое потребление вина резко упало после пандемии, достигнув, по оценкам, 21,4 миллиарда литров в 2024 году — это самый низкий показатель с 1961 года.
Однако в Китае этот разворот особенно заметен. После пика в 552 миллиона литров в 2017 году, импорт вина в Китай начал долгосрочное снижение, которое значительно ускорилось во время пандемии.
В прошлом году импорт составил чуть более 165 миллионов литров — менее 30% от объема семилетней давности. Зато на коне вместо виноделов теперь оказались пивовары.











