Нефтетанкеры с русской нефтью снова попали в шторм

Нефтетанкеры с русской нефтью снова попали в шторм

Морской экспорт российской нефти упал до минимума за два месяца и столкнулся с сильнейшим с июля падением до 1 млн б/с на фоне сокращения закупок Индией, написал Bloomberg со ссылкой на свои расчеты. Так, за неделю 17−24 ноября поставки снизились с 3,3 до 3,1 млн баррелей в сутки (б/с), а примерно месяц назад они составляли 3,4 млн б/с.

В начале ноября министр нефти и природного газа Индии Шри Хардип Сингх Пури подчеркивал, что мировые цены на нефть выросли бы до $200 за барр., если бы Индия не закупала российскую нефть. Он обещал, что страна продолжит закупки ресурса у тех, кто предложит лучшую цену.

Вопрос подсчета российского экспорта энергоносителей всегда вызывает множество дискуссий. «СП» попросила аналитиков объяснить, насколько корректно Bloomberg транслирует данные о поставках нефти из России.

— В прошлом году Bloomberg уже рассказывал про падение поставок российской нефти в период сезонного снижения спроса, сейчас ситуация полностью повторилась.

Нефть является сезонным товаром. В теплое время года она потребляется в больших объемах, чем в более холодное время. Большая часть нефти используется для производства топлива, а половина всей нефти идет на производство именно моторного топлива.

Нефть потребляется чаще летом по всему Северному полушарию, когда люди активно перемещаются — на самолетах, на личном транспорте, судах.

Нефть лишь в ограниченном числе стран занимает существенную долю в производстве электроэнергии и тем более меньше применяется для отопления, — рассказал ведущий специалист по анализу нефти и нефтепродуктов Института энергетики и финансов Александр Титов.

— Есть еще один фактор — закупка нефти может быть снижена из-за ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в Индии. Мощности в стране ниже, чем в России, но все равно Индии приходится периодически вести профилактические ремонты на таких объектах.

Индия также является экспортером нефтепродуктов. Ее потребление нефти отчасти синхронизируется с потреблением нефтепродуктов у крупных покупателей, например в ЕС, куда Индия в последнее время нарастила экспорт в том числе моторного топлива. Если там снижается спрос, то можно выводить НПЗ на ремонты.

Стоит обратить внимание, что в статье Bloomberg не указаны поставки из Ирака и Саудовской Аравии.

Подозреваю, если бы они добавили графики с ними, то въедливый читатель мог бы обратить внимание, что и у этих двух поставщиков также в последние недели снизились поставки в Индию.

«СП»: С недели 27 октября по 3 ноября в графике Bloomberg среди покупателей российской нефти внезапно появляется «неизвестные азиатские» и «другие неизвестные». К неделе 17−24 ноября импорт нефти из России такими государствами вырос до 400 тыс. б/с. Что это может означать?

— Периодически мы наблюдаем появление неизвестных поставщиков. Учитывая, что ряд хорошо освещенных в СМИ проблем касались поставок именно в Индию, включая попытки за счет санкций против отдельных танкеров заблокировать поставки из некоторых российских месторождений, то можно предположить, что отдельные объемы могут идти глубоко законспирированным покупателям, а затем уже в любые страны, в том числе и в Индию.

А если посмотреть на объем импорта российской нефти год назад, который за неделю 19−26 ноября 2023 года составлял 1,3 млн б/с, то окажется, что это равно сумме, получаемой при складывании текущих 1 млн б/с, которые идут в Индию и 300 тыс. б/с, которые идут «неизвестным азиатским» покупателям. Общий же объем морского экспорта даже по тем же подсчетам Bloomberg к последней неделе ноября прошлого года сократился всего лишь на 100 тыс. б/c.

«СП»: Морские поставки нефти из России в Китай в графике Bloomberg в последние месяцы колеблются на уровне 1,1 — 1,3 млн б/с. Почему они более стабильны, чем экспорт в Индию?

— России проще поставлять нефть в КНР, потому что такой экспорт блокировать физически и юридически сложнее. Китай, например, покупает напрямую или через посредников даже нефть из Ирана, который уже давно под санкциями. Свою роль играет и ряд крупных праздников, во время которых даже при низком сезонном спросе китайцы начинают намного активнее передвигаться на разных видах транспорта, к примеру на китайский Новый год.

Тему продолжил руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко.

— Нефть не всегда поставляется от производителя к потребителю. В любом случае существует роль нефтяных трейдеров, которые закупают нефть, наливают ее в танкеры, перевозят, продают, обеспечивают страхование, движение финансов. Это комплексный процесс, поэтому под каждой такой статистикой скрывается масса нюансов.

Данные, которые публикуют западные источники, достаточно краткосрочные. Если мы оцениваем экспорт от недели к неделе и при этом возникает некая волатильность, то она может быть связана с массой факторов.

Например, из-за неравномерного выполнения отгрузок нефти и исполнения контрактов, которые могут как ускоряться, так и замедляться. Также многое зависит от стоимости нефти. Бывают и ситуации, когда та же Индия могла получить требуемые объемы нефти из альтернативных источников.

Динамика, показывающая меньший объем в данном случае поставок российской нефти, ни о чем не говорит, если смотреть в разрезе недели или месяца. Необходимо анализировать результаты за квартал или год.

Краткосрочный анализ позволяет западным новостным агентствам вбрасывать информацию, которая интересна прежде всего финансовым игрокам, использующим деривативы (производные финансовые инструменты — «СП») как инструменты вложения денег или игры на бирже.

Учитывая конфликтность по линии Россия — Запад, западные информационные площадки готовы подхватить любую тему, которая связана с российским сырьевым экспортом, вокруг которого строятся новостные материалы. Для самого нефтяного рынка такая информация ничего не меняет.

Источник