Киев ликует, Москва, насупившись, молчит: Россия вслед за картошкой, яйцами и молоком начнет закупать за границей бензин

Киев ликует, Москва, насупившись, молчит: Россия вслед за картошкой, яйцами и молоком начнет закупать за границей бензин

В середине октября правительство РФ обнулило пошлины на импорт нефтепродуктов из третьих стран. Об этом информировал вице-премьер кабинета министров Александр Новак.

Возможность для такого импорта, объяснил он, уже существовала в нашем законодательстве, но на его пути стояла фактически запретительная пошлина в 5%. А теперь ее не стало, благодаря чему экономические операторы получили возможность поставлять бензин, дизельное топливо и иные нефтепродукты на наш рынок.

При этом Новак напомнил, что российская инфраструктура в основном «заточена» под экспорт, в связи с чем возможностей именно для импорта не так уж и много. Но в любом случае они предоставлены.

Вспомнив о том, что наряду с отменой импортной пошлины в правительстве не так давно задумывались и о временном разрешении использования в производстве топлива октаноповышающей присадки — монметиланилина, авторы некоторых tg-каналов принялись муссировать соображение, что, дескать, «Россия докатилась».

К их голосам присоединились и некоторые пользователи соцсетей, начав обсуждение этой новости в том духе, что, мол, раз уж картошку и яйца с молоком великая аграрная держава тащит на свой рынок из других стран, то отчего бы «стране-бензоклонке» с самыми большими в мире запасами нефти не начать импортировать бензин и солярку. В этом нестройном хоре голосов несколько наособицу звучат голоса автолюбителей, ехидно интересующихся — уж не из Казахстана ли с Венесуэлой начнут в Россию топливо везти, и какого качества это самое топливо окажется на поверку?

— Полагаю, что на Дальний Восток, и ранее сталкивавшийся с периодическим дефицитом бензина в том числе и по причине отсутствия в регионе нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), скорее всего, пойдет импортное топливо из Китая, — предположил в беседе с «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— В Поднебесной же в данный момент времени постепенно образуются излишки моторного топлива по причине активной электрификации автотранспорта и перевода большегрузов на сжиженный природный газ (СПГ). Кроме Китая, думаю, бензин может с большой вероятностью поступить из Южной Кореи. Теоретически какие-то объемы могут поступить из Японии или каких-то других стран Юго-Восточной Азии.

Что касается запада России, то допускаю, что бензин могут экспортировать к нам Турция и Азербайджан. Но в первую очередь это, конечно, Белоруссия, которая уже активно подключается к снабжению. Ее бензин уже и на биржу даже попадает.

Белоруссии это, безусловно, выгодно, потому что ее НПЗ не слишком загружены, и Россия имеет возможность прокачать туда нефть, оплатить ее переработку, а потом забрать готовые нефтепродукты.

«СП»: Каким-то образом импорт и разрешение на использование присадок при производстве бензина могут существенно повлиять на качество топлива?

— У нас сейчас формально запрещено продавать бензин или дизель экологическим классом ниже евро-5. Если возникнет необходимость, допускаю, что эти требования могут быть снижены. Но даже если допустить «откат» до евро-3, ничего страшного не произойдет, потребители не заметят этого. Зато рынок будет насыщен объемами.

Что же касается Турции, Азербайджана или Китая, то их бензин вполне нормален. Так что в этом плане потребителям переживать не стоит.

«СП»: Тогда кому и по какому поводу стоит?

— Повод для тревожности заключается, на мой взгляд, в оброненной главой Минэнерго фразе о том, что на рынок начали поступать запасы готового топлива из хранилищ наших НПЗ. И эти слова вполне можно интерпретировать таким образом, что бензиновая отрасль уже испытывает дефицит в том плане, что ежесуточный объем производства бензина, по всей видимости, стал меньше объема потребления, раз приходится в хранилища залезать.

«СП»: Что может произойти с ценами на заправках с начала импорта? Они просто стабилизируются или все же опустятся?

— На мой взгляд, какого-то скачка цен в связи с началом импорта нефтепродуктов в Россию едва ли стоит ожидать. Прежде всего потому, что правительство объявило о том, что оно распространит по сути выплаты по демпферу вот на эти импортируемые объемы.

Получается, что что на внешних рынках компании будут покупать бензин, завозить его в Россию, и им государство из бюджета возвратит разницу между тем, что они потратили на внешние закупки, и той индикативной ценой, которую государство устанавливает для внутреннего рынка. Вот эту разницу им из бюджета выплатят.

Примерно так же работает демпфер, потому что вы сами добываете нефть у нас в России, и производите нефтепродукты. Разница между внешней ценой и индикативным балансом выплачивается. Однако тут хотя бы понятно, откуда берутся эти деньги, которые государство выплачивает компаниям. Это же их собственные налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ), выплачиваемые бюджету при добыче нефти.

А в случае с импортом выходит, что никакую нефть мы не добываем, налог НДПИ не платим. И вот здесь, по всей видимости, речь может идти о дополнительных бюджетных затратах.

«СП»: Телеграм-каналы из так называемой «оппозиционной сетки», ссылаясь на неких «неназванных участников» нефтяного рынка, заявляют, что по итогам сентября стране не хватает уже порядка 600 тысяч тонн бензина в месяц. Большие ли это цифры, соответствуют ли они реальному положению дел, и насколько велик риск увеличения дефицита топлива в ближайшей перспективе?

— Сложно сказать, насколько реальны их так называемые расчеты. Официально у нас подобная статистика по объемам топлива с разбивкой по видам нефтепродуктов не публикуется. Росстат публикует лишь данные по общей нефтепереработке, да и то с лагом в месяц, так что сейчас доступны лишь его статистические выкладки по августу. А данные по сентябрю мы увидим только к концу октября.

Однако стоит отметить, что в минувшем августе у нас объем нефтепереработки снизился по сравнению с итогами августа 2024 года. Думаю, что показатели нынешнего сентября ждет аналогичный расклад. Но, опять же, подчеркну, что из подобной статистики не видно, какое конкретно производство — бензина или дизеля — просело и насколько, не представляется возможным. Невозможно также сделать четкий вывод о том, какие мощности и как именно пострадали, например, от продолжающихся ударов ВСУ по нашим НПЗ. Те, кто утверждает обратное — информационные спекулянты.

Определенный дефицит, судя по репликам главы Минэнерго, повторюсь, о поступлении на рынок запасов из наших хранилищ, видимо, имеет место быть. Но, опять же, если бы он был по настоящему существенным, то потоки импортного топлива уже на наш рынок бы шли, однако мы этого не видим.

Разговоры о возможностях импорта топлива, как и о разрешении использовать в его производстве различные присадки, скорее всего, следует расценивать в данный момент времени как некие подготовительные меры на какую-то перспективу. Возможно, и близкую, но говорить о том, что наше производство уже настолько не справляется с ситуацией, что топлива как-то ужасно не хватает, было бы, на мой взгляд, все-таки неверно.

Объемы, очевидно, есть, потому что даже те НПЗ, которые вынуждены были восстанавливать повреждения, полученные в ходе августовских ударов БПЛА ВСУ, уже вводятся обратно в эксплуатацию и возобновляют производство.

«СП»: То есть мы можем себе позволить, фигурально выражаясь, выдохнуть, расслабиться и забыть о вероятности возникновения дефицита бензина?

— Скажем так, подобный риск все же не стоит совсем сбрасывать со счетов. Над повышением безопасности наших НПЗ еще работать и работать. Гипотетически подобные сценарии, конечно, возможны. Вместе с тем какой-то прямо уж катастрофы я на внутреннем рынке топлива пока не вижу.

Источник