Фирменным поездам разрешили взлет цен на билеты. Откуда у РЖД вагон убытков

Фирменным поездам разрешили взлет цен на билеты. Откуда у РЖД вагон убытков

Чистый убыток РЖД по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь составил 4,207 млрд руб. Для сравнения: в аналогичном периоде 2024 г. компания получила чистую прибыль в объеме 44,7 млрд руб.

При этом выручка холдинга выросла на 10,1%, до 2,298 трлн руб. Валовая прибыль РЖД также увеличилась на 12,4%, до 474,8 млрд руб. при росте прибыли от продаж на 16,5%, до 319 млрд руб.

Ранее РЖД отчитывалась по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) о сокращении чистой прибыли в первом полугодии 2025 года в 26 раз с 114 до 4,4 млрд руб. в том числе на фоне роста операционных расходов с 1,3 до 1,5 трлн руб.

В конце лета «Известия» на основе данных Росстата подсчитали, что цены на билеты в поездах дальнего следования в июле выросли на 20% в ежегодном выражении. Темпы роста вдвое опередили аналогичные показатели в летние периоды 2023 и 2024 годов.

К примеру, проезд в купе фирменного поезда дальнего следования в июле 2023-го стоил 543,3 руб. за 100 км, в том же месяце 2024-го — 623,7, а нынче — 794,8 руб. В плацкарте билеты в сравнении с прошлым годом подорожали на 20,7%, до 523 руб. за 100 км.

Исполнительный директор ассоциации «Альянс туристических агентств» (АТА) Наталья Осипова тогда в разговоре с изданием упоминала, что у железнодорожников нет глубины бронирования, как у гражданской авиации, — билеты можно приобрести только за 45 суток до отправки в страны СНГ или за 90 дней для путешествий по России.

Это порождает высокий спрос перед самым выездом. Эксперт полагает, что лучше продавать туры вместе с билетами одним пакетом, но пока таких предложений на рынке только 30%.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов говорил, что нарастить пропускную способность можно с помощью укрупненных хабов, которые будут связаны между собой скоростными дневными поездами. Это позволит снизить интенсивность использования железных дорог.

РЖД сократила инвестиционную программу на 2025 г. на 40%, до 890,9 млрд руб. Значительная часть средств идет в развитие Восточного полигона (116 млрд руб.), а остальные — на обновление пути и закупку подвижного состава. Компания в конце прошлого года также сообщала о высокой текучести кадров, которая составила за январь-ноябрь почти 120 тыс., и соответственно о росте расходов на оплату труда.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников отметил, что чистый убыток компании был связан в том числе с локальными мерами по снижению тарифной нагрузки.

— Речь идет о содействии вывозу определенных видов экспортной продукции (обычно это проводится как часть скидок к тарифам — «СП») в течение года.

«СП»: Что будет с инвестиционными программами РЖД?

— Руководство компании сократило их еще в начале года, оставив из крупных трат только самое необходимое, связанное с модернизацией Транссиба, БАМа и ряда других железнодорожных строек.

Но сейчас трудно сказать, как эта тенденция будет развиваться дальше. Точно это можно будет увидеть после завершения верстки бюджета. Тогда будет примерно понятно, каковы тарифные условия.

Скорее всего, инвестиционная программа окажется достаточно сдержанной. В РЖД связали чистый убыток в первую очередь с высокой ключевой ставкой. Она ведь влияет и на реструктурирование задолженности.

Если все будет складываться, как планируется, то ставка будет в следующем году несколько ниже — на уровне примерно 13−15% (31 октября ЦБ снизил ее с 17% до 16,5% годовых — «СП»). Это позволит несколько облегчить ситуацию для инвестиционных проектов, но не слишком существенно.

Для полного понимания нужно будет ждать перелома в динамике транспортного бизнеса ближе ко второй половине следующего года, когда станет ясной траектория по общей инфляции и ключевой ставке, пройдет индексация железнодорожных тарифов (в 2026 г. ожидается их рост на 11,4% – «СП»), а экономика подстроится под повышение НДС.

Пока что рывка в инвестиционной программе ожидать сложно, но и обвальное ухудшение по сравнению с текущим состоянием тоже вряд ли случится. Скорее, будет чуть лучше, но тем не менее далеко от желаемого финансового состояния компании.

«СП»: Каковы перспективы капитальных проектов, вроде высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом?

— Планы сохраняются, но надо понимать, что крупные инфраструктурные проекты могут на фоне проблем с бюджетом сдвигаться чуть вправо по графику. ВСМ здесь вряд ли станет исключением. Проект продолжат реализовывать, но с какой интенсивностью и скоростью, сказать трудно.

Следующий год будет достаточно напряженным для экономики в целом. И для инвестиционного процесса никак не может быть феноменально высоким.

Прогнозы по капиталовложениям на 2026 год достаточно скромные, даже ниже текущего уровня (Минэкономразвития ожидает спада инвестиций в российскую экономику на 0,5% к 2025 году, но глава РСПП Александр Шохин прогнозирует более заметное падение, на 1% – «СП»).

«СП»: Можно затормозить рост цен на билеты, который был отмечен к середине лета?

— На эти значения влияет модель динамического ценообразования. То есть стоимость билетов не фиксируется и может меняться в зависимости от разных факторов, включая время года, уровень спроса и динамику пассажиропотока. Такие колебания вполне естественны, и нельзя сказать, что они будут держаться в течение всего года. В авиаотрасли такая же ситуация.

Если летом цены взлетели существенно, это не означает сохранения тенденции в перспективе. Многое зависит от уровня комфорта вагонов и направления пассажироперевозок.

Государству нет особого смысла вмешиваться в модель динамического ценообразования. 2−3 года назад, когда эта система только начинала складываться, наблюдались резкие взлеты цен во время периодов пикового спроса, РЖД по просьбе правительства корректировала и притормаживала стоимость билетов.

Сейчас, на мой взгляд, эти колебания некритичны. Все же у РЖД есть система скидок, в том числе для многодетных семей и пенсионеров.

В свою очередь билеты для туристических поездов будут стоить по-другому, потому что в их стоимость зачастую закладывается ожидающий приезжающих на вокзалах автомобильный транспорт и экскурсии. Поэтому нет линейной зависимости, которая предполагала бы перенос тенденции роста цен на билеты из текущего года на следующий.

Источник