В Госдуме оценили механизмы финансирования соцразвития малых городов
В Госдуме прошло обсуждение законопроекта «О социальных инфраструктурных контрактах», который направлен на стратегическое партнерство государства и бизнеса для развития региональной социальной инфраструктуры.
Депутаты разработали новый финансовый инструмент для развития опорных городов — социальный инфраструктурный контракт (CОИК), его поддержали представители крупного бизнеса и ведущие институты развития.
Отмечается, что это часть работы по обеспечению ускоренного роста малых и средних городов России для решения проблем оттока и недостатка средств на их развитие. По экспертным оценкам, сегодня 70 процентов городов сталкиваются с депопуляцией, которая приводит к усилению дефицита кадров.
Законопроект разработан в рамках исполнения поручения главы государства по итогам Восточного экономического форума-2024
В дискуссии приняли участие представители федеральных ведомств, главы субъектов России, эксперты, представители крупного бизнеса и институтов развития.
Проектом закона вводится понятие «социального инфраструктурного контракта» — это новый механизм финансирования, который подразумевает партнерство частных инвесторов и властей при строительстве социальных инфраструктурных объектов.
Речь идет о школах, больницах, спортивно-оздоровительных центрах, а также объектах культуры за счет инвестиций бизнеса с последующей передачей в региональную собственность
В свою очередь российские субъекты, по мнению авторов законопроекта, должны стимулировать бизнес через льготы, компенсации и другие меры поддержки. В целом законопроект поддержан экспертами и рядом федеральных ведомств.
Здесь интересы бизнеса и государства полностью сходятся, ведь мы решаем одну и ту же задачу — развитие отечественной экономики. Решить ее без привлечения и удержания кадров на промышленных предприятиях страны невозможно
Вадим Гераскинзаместитель генерального директора компании «Группа Импульс»
При этом в отзыве на законопроект Минфин отметил, что существующие инструменты государственно-частного партнерства и концессий позволяют реализовывать инвестиционные проекты в полном объеме, а СОИК может увеличить бюджетную нагрузку.
Представители бизнеса и институтов развития в ответ на эти сомнения уточнили, что существующие механизмы возврата затрат при строительстве соцобъектов не могут быть реализованы, так как компании не извлекают прибыль при их дальнейшей эксплуатации, а передают их в собственность региональных властей и, соответственно, не являются инвесторами.
В свою очередь вице-президент РУСАЛа Елена Безденежных подчеркнула, что Группа «Русал» и Ен+, как и весь социально ответственный бизнес, готовы и дальше развивать опорные города и населенные пункты и поддерживает озвучение президентом подходы.
Взаимовыгодный механизм создания социальных объектов в таких городах для жителей позволит реинвестировать полученные бизнесом компенсации в создание им новых социальных объектов для регионов в ускоренном порядке
Елена Безденежныхвице-президент РУСАЛа
А по словам генерального директора фонда Мельниченко Татьяны Журавлевой, сейчас необходимо проработать совместно с муниципалитетами и регионами, сколько будет стоить строительство того или иного объекта, а затем, какая будет нагрузка на бюджет и какая будет нагрузка на бизнес во время эксплуатации.
«Если у бизнеса и частных фондов появляется системный инструмент частичного возврата социальных инвестиций, то мы сможем строить не просто быстрее и качественнее, но и масштабнее», — пояснила она.