С чем ассоциируется у представителей бизнеса фраза «белорусское машиностроение»? Если тезисно и в цифрах, то это — 5,5% внутреннего валового продукта, 8% мирового объема производства тракторов, самый большой карьерный самосвал в мире.
Мало? Сотни предприятий, производящих дорожную и коммунальную технику, автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные и специальный машины, пользующиеся стабильным и активно растущим спросом во всем мире.
«Белорусское машиностроение» — это уникальные инновационные достижения: от производства электробусов до создания роботизированной карьерной техники. Каждый третий заработанный машиностроительными компаниями Беларуси рубль получен от реализации инновационного продукта.
Меня могут спросить: «И в чем здесь заслуга президента?». Отвечу примерами. Сегодня белорусский «Belgee X50» входит в топ-10 продаж автомобильного рынка России.
А всего десять лет назад идея о производстве в Беларуси легковых автомобилей, автором которой стал именно Александр Лукашенко, вызывала лишь снисходительный смех.
Смеявшиеся, в силу своих не самых выдающихся интеллектуальных способностей, не понимали, что белорусский лидер, как, собственно, и должно первому лицу государства, мыслит смело, широко и на перспективу, что не позволяло им с ходу оценивать эффективность и масштаб подобных идей.
Те, кто пытался притормозить или приземлить Александра Лукашенко, мол, размечтался, замахнулся на немыслимое, потерпели фиаско. Президент Беларуси не сворачивает с пути, столкнувшись с первыми трудностями. Более того, идея с белорусско-китайским совместным предприятием «Belgee» родилась далеко не на пустом месте. Она стала логичным продолжением производственных достижений Беларуси в советские годы.
Тогда, когда Белорусскую ССР называли «сборочным цехом» Союза, на территории которого сформировались такие автогиганты, как МАЗ, БелАЗ, МЗКТ, Минский тракторный. И они не просто сохранились, они сегодня активно развиваются.
В общем, если бы белорусам десять лет назад кто-нибудь сказал, что они будут не просто ездить на белорусской «легковушке», а ожидать в очередях, дабы получить заветные ключи, самое мягкое, что ему пришлось бы услышать, звучало бы как фантазер. Однако, фантазиям, особенно если это фантазии белорусского Президента о «народном автомобиле», свойственно сбываться. А в качестве «вишенки на торте» — приемлемые цены и выгодные условия продаж.
Но мечты президента не стоят на месте. И сегодня им уже определена новая высота — создание белорусского электрокара.
Хотите еще примеров? Их, как говорят в Одессе, есть у меня. В начале девяностых лишь огромные, но парализованные и практически пустые производственные площади напоминали о былом величии машиностроительных гигантов БССР. «Гомсельмаш» стоял без отопления и света. Рабочие согревались кострами, разведенными прямо в цехах. Кто-то работал три дня в неделю, кто-то не работал вообще. Перспективы, что называется стремились к нулю. «Демократические», как им самим казалось, СМИ наперебой обсуждали скорое закрытие Минского автомобильного завода.
Кооперационные цепочки, созданные в СССР, с его распадом рухнули, зарплату платить перестали, квалифицированные кадры разбегались в поисках лучшей жизни. Перелом наступил в сентябре 1994 года.
Именно тогда была принята «Программа неотложных мер по выводу экономики республики из кризиса» и именно ее жесткое исполнение замедлило рост потребительских цен и инфляционных процессов. Александр Лукашенко наотрез отказался от модной тогда «шоковой терапии» и тотальной «прихватизации», усиленно навязываемой Западом и успешно реализованной в России.
Беларусь стала развиваться по своей собственной модели, обозначенной как «социально ориентированная рыночная экономика». Включающей активное развитие машиностроительной отрасли. В итоге усилия увенчались успехом.
Однако, вернемся к примерам. Безусловно, «БелАЗ» — белорусский бренд, известный во всем мире. Сегодня его продукция — это линейка современных карьерных самосвалов пятнадцати классов грузоподъемности — от тридцати до четырехсот пятидесяти тонн.
В настоящее время «БелАЗ» удерживает 33% мирового рынка, а география его поставок распространяется на восемьдесят стран мира. Разработано более пятисот пятидесяти модификаций, способных работать в различных климатических условиях.
Но так было не всегда. В начале девяностых его перспективы мало чем отличались от перспектив МАЗа. Производство лихорадило от отсутствия комплектующих, заявки потребителей оставались невыполненными. Естественно, возникли разговоры о неминуемой продаже. Даже появились заинтересованные лица из Германии.
И они купили бы завод, если бы не категорический запрет на его продажу от Александра Григорьевича.
Благодаря его поддержке в 1998 году стартовала масштабная реконструкция производства, была обновлена номенклатура выпускаемой карьерной техники, разработаны новые перспективные модели, существенно вырос показатель технического уровня и качества не только отдельных узлов, систем и агрегатов, но и всей техники в целом.
В сентябре 2013 года состоялась премьера карьерного самосвала грузоподъемностью 450 тонн, который позиционировался в качестве эпохального события в деятельности мировых машиностроительных и горнодобывающих компаний. Кстати, этот самосвал был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, причем сразу в двух номинациях.
Еще один пример. Год 2016-й. На производственных площадях одного из лидеров в кластере электротехнических изделий «BKM Holding», более известного как «Белкоммунмаш», на базе семейства «VITOVT» запущено серийное производство электробусов. И совсем скоро Республика Беларусь стала первой на просторах СНГ страной с регулярным городским маршрутом, обслуживаемым электрическим транспортом.
Только за прошлый год с конвейера холдинга сошло сто семьдесят единиц основных номенклатурных позиций. Не менее впечатляюща и эксплуатационная география электротранспортной линейки «Белкоммунмаша», распространившаяся на более чем семь десятков городов из двенадцати стран мира.
И еще немного о цифрах и фактах:
— на Республику Беларусь приходится более 17% мирового производства комбайнов и не менее 30% — тяжелых карьерных самосвалов;
— в стране насчитывается около двухсот пятидесяти средних и крупных машиностроительных предприятий, на которых работает более ста шестидесяти семи тысяч человек;
— предприятиями машиностроительной промышленности формируется не менее 20% объемов промышленного производства Республики Беларусь;
— Минский тракторный завод входит в топ-8 крупнейших мировых производителей колесных тракторов.
И в качестве резюме приведем слова белорусского лидера о данном им много лет назад обещании: «Сохранение наших автогигантов стало моей ключевой задачей. В бытность свою еще „зеленым“ Президентом я дал себе твердое обещание сохранить все, что наработано предыдущими поколениями. Это и „БелАЗ“, и „МАЗ“, и „Интеграл“, и могилевские лифты. Все то, на что сегодня просто ажиотажный спрос. А тогда все это надо было спасать».