С 2005-го по 2023 год коэффициент Джини по зарплатам в России снизился почти на 40%, с 0,48 до 0,3, сообщили в пресс-службе НИУ ВШЭ. Одним из главных факторов снижения неравенства стало высшее образование. Его вклад в изменение показателя зарплатного неравенства составил почти 4 процентных пункта. А наиболее существенно повлияло на ситуацию среднее профессиональное образование, качество которого заметно улучшилось.
Коэффициент Джини демонстрирует степень расслоения общества, он может подсчитываться по любому изучаемому признаку. В данном случае — по зарплатам. Показатель варьируется от 0 до 1, где последнее число обозначает худший результат. К примеру, мировой коэффициент Джини по доходам с 1988-го по 2013 год уменьшился с 0,8 до 0,65, что связано в том числе ростом доходов бедняков в Китае и Индии.
В свою очередь успехи России в борьбе с неравенством доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Лукьянова объяснила ростом промышленности, вызвавшим спрос на квалифицированных работников. При недостатке предложения таких соискателей зарплаты растут, что в итоге снижает неравенство.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская подчеркнула, что период с 2005-го по 2023-й внушителен, и на разных его этапах влияние разных факторов в снижение коэффициента могло различаться.
— В последние несколько лет, очевидно, возрос вклад роста доходов отдельных групп населения в результате СВО (это и выплаты военным, и стимулирование оборонной промышленности, а также общий дефицит трудовых ресурсов в стране, подталкивающий зарплаты вверх).
Более того, данный фактор мог стимулировать сокращение межрегионального неравенства в доходах.
«СП»: Насколько снижение коэффициента Джини может быть связано с образованием?
— На последнем этапе, с 2019-го по 2023 год, наблюдается изменение в тренде. Темпы снижения неравенства в оплате труда замедлились, а эффект отдачи от образования изменился. Теперь оно стало вновь увеличивать неравенство, поскольку все больше работников занимают высокооплачиваемые должности, требующие современных знаний.
Разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами сокращался до 2019 года, но затем этот прогресс был утрачен. Сейчас ключевую роль в снижении неравенства играют демографические изменения и рост зарплат в промышленности: с 2019-го по 2023-й вклад роста отраслевых доходов в снижение индекса Джини составил почти 1 процентный пункт.
Экономист Андрей Бунич рассказал, что по сравнению с «нулевыми» доходы десятков миллионов россиян выросли во многих сферах.
— Надо понимать, что низкая база сформировалась в 1990-е годы после того, как сгорели советские сбережения, прошла гиперинфляция, а курс рубля обвалился чуть ли не в 500 раз. После некоторого восстановления в 1998 году произошел новый кризис, в результате которого рубль снова обесценился.
В итоге экономическая ситуация начала улучшаться, скорее, на втором президентском сроке Владимира Путина. С этого времени пошло возрождение экономики, пусть с недостатками и не везде сразу.
Успехи в сельском хозяйстве, к примеру, проявились раньше, чем в здравоохранении, в которое средства активно пошли уже на фоне пандемии. Однако, в науке и образовании доходы относительно своей значимости для всей страны отстают, там получают недостаточно.
До кризиса 2008 года наблюдался стремительный рост благосостояния, который потом сменился стагнацией. Однако это дало возможность создать экономическую базу. Потом свою роль сыграл эффект от запуска национальных проектов.
«СП»: Может ли снижение неравенства зарплат происходить статистически за счет их роста только в отдельных сферах экономики, к примеру у курьеров и таксистов?
— В этом нет проблемы. Если в курьеры и таксисты пойдет еще больше людей, то зарплаты снизятся, рынок сам это отрегулирует. Плюс надо создавать рабочие места в других сферах. Проблема не в курьерах, а в том, что есть перекос, при котором другие части экономики проседают, там нет нормального движения вперед.
«СП»: Достаточно ли эффективно сейчас развивается среднее профессиональное образование?
— Его развитие сопровождают болезни роста. Потенциал в сфере образования, особенно специального, очень большой. Но пока что его качество недостаточно, и есть перекосы на ненужные специализации.
Многие стали получать образование просто для галочки, есть торговля дипломами и даже вузы, которые ничему практически не учат. Впрочем, число последних все же уменьшилось.
Если провозглашается курс на развитие определенных сфер, к примеру, машиностроения и IT, и люди будут видеть его реализацию, и что там больше платят, то они будут стремиться получить требуемые технические специальности и закладывать это в жизненную стратегию. Если знания тяжело применить, то в такое образование будут идти только энтузиасты.
«СП»: Есть ли курс на развитие технического образования и его применения в национальных проектах?
— Это заложено в них, но не так энергично проводится. Нет четкости в декларировании технологического суверенитета и нет достаточного количества проектов. Проблема и в том, что бизнес пока слабо вовлечен в централизованную подготовку кадров.
Наверное, это связано с тем, что большая часть российского бизнеса по-прежнему живет в старой парадигме. Для исправления ситуации не обязательно вовлечение только крупных компаний, иногда нужны технологичные и небольшие фирмы. Они смогут обслуживать более крупные и занимать свободные ниши.
В последнее время после ухода ряда западных компаний освободилось огромное число ниш в экономике, такие возможности заработать вообще редко предоставляются. Но, к сожалению, выясняется, что бизнесу во многом неохота заниматься вложениями на этом поле.
Поэтому задача государства заключается в создании слоя предпринимателей (работа в этом направлении уже ведется Агентством стратегических инициатив), которые будут готовы работать в новых отраслях и помогать людям в получении образования, необходимого для функционирования создаваемых предприятий.
«СП»: То есть сейчас необходимо в приоритетном порядке заниматься проблемами технического образования?
— Образование само по себе не исправит все проблемы. Без обеспечения необходимой предпринимательской среды и без проектов люди даже с хорошим образованием не пойдут в нужные отрасли. Просто уедут со своими знаниями работать за границу.
Хотя техническое образование достаточно выгодно в любом случае. До революции и в советское время инженеры и ученые-технари были самыми обеспеченными. И это нормально, надо вернуться к этому состоянию.