С 2019 года в России в рамках нацпроектов в области работы с коммунальными отходами идет создание экономики замкнутого цикла: формируется система обращения с бытовыми отходами, благодаря которой они должны перерабатываться и становиться новым ресурсом. Для этого в регионах должны быть построены комплексы по обработке и утилизации отходов. Планируется, что к 2030 году весь такой мусор будет проходить сортировку, а не менее четверти его — перерабатываться и направляться в хозоборот.
Однако многие отмечают, что ожидаемого «прорыва» не произошло. Мусорные полигоны по-прежнему наполняются и переполняются, а вместо мусороперерабатывающих заводов строятся новые полигоны. В чем причина этого, по сути провала? Может в изначально неправильном подходе к тому, кто должен реализовывать так называемую «мусорную реформу»?
Основной идеей разработанной к 2017 году концепции «мусорной реформы» стала передача работы с отходами в частные руки — ранее этим занимались, как правило, МУПы и ГУПы, унаследовавшие советскую инфраструктуру. Как задумывало государство, именно передача в частные руки решит сразу две проблемы — снимет с муниципалитетов заботу о мусоре и поможет решить эту проблему качественно. Как надеялись чиновники, предприниматели будут строить заводы по переработке мусора, создавать инфраструктуру для вывоза и раздельного сбора. Со своей стороны государство обещало помогать — ставить целевые показатели, давать льготные кредиты, выделять землю для строительства, сгладить бюрократические барьеры. Но, как показало время, что называется «не сложилось».
И мало того, что страдает экология, так ещё и аппетиты у «мусорных королей» «будь здоров». Впрочем, как и те, кто их прикрывает и лоббирует их интересы. Не благодаря ли этакой связке сегодня пошли разговоры о том, что плата за вывоз мусора может подняться в десять раз, если в России не начнут строить мусороперерабатывающие мощности. В некоторых городах она может вырасти до абсолютно неподъемных для людей денег. Ну нет денежек у «мусорных королей» на строительство мусороперерабатывающих заводов. Ну бедняжки, помочь им надо, наверное? Может тогда «мусорная реформа» «соскочит с тормоза» и понесётся, что гоголевская «птица-тройка»? Но пока лишь вспоминается то же нетленное гоголевское: «Русь! Куда ж несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа…»
Даже Президенту не даёт ответа. А ведь он уже не раз задавал правительственным чиновникам вопросы о том, что происходит в стране в сфере строительства заводов по переработке мусора:
«Где заводы? Где деньги?» — спросил у чиновников Владимир Путин по поводу заводов по переработке отходов, которые ранее планировали построить в нескольких регионах России.
А ведь Президент говорил о масштабном строительстве заводов по переработке мусора в ходе прямой линии ещё в 2018 году. Тогда глава государства прогнозировал, что до 2024 года в России должны построить как минимум 200 мусороперерабатывающих заводов…
И что? Многие «мусорные короли» из числа частников, которым, ну «чисто случайно», были отданы роли регоператоров по работе с ТКО (твердо-коммунальные отходы), считают примерно такт: «Слушайте, это ваши проблемы. Мы буржуи-экономисты, для нас полигон построить дешевле, чем переработку». И вот в стране дефицит мощностей по переработке на 14 млн тонн отходов в год, из них 2,5 млн тонн пластиковых отходов. Для создания таких производств необходимо 900 млрд руб. Вперёд, лоббисты? Денег то надо выбить? Значит обоснуем повышение тарифов и экологического сбора с предприятий?
Экосбор — один из элементов расширенной ответственности производителей (РОП), который перекладывает на компании и импортеров ответственность по утилизации своей продукции. РОП действует в России с 2015 года, но почти сразу был признан не очень эффективным, ведь компании быстро нашли способ стать экологичными экономично и часто передавали право на утилизацию своих отходов ассоциациям, которые часто либо этим вообще не занимались, либо не могли подтвердить свою работу. Из 160 тыс. предприятий, которые в 2019 году производили или импортировали товары и упаковки, только около 15 тыс. предоставили отчетность о выполнении нормативов утилизации. По данным РЭО, сумма поступающего экосбора тогда составляла 5,1 млрд руб. в год, но за эти деньги невозможно построить 17,6 млн тонн мощностей, требуемых для сортировки 100% отходов и переработки 50%.
В сентябре минприроды подготовило проект постановления правительства об увеличении ставки экосбора для 52 групп товаров и упаковки в зависимости от сложности переработки. Для текстиля рост стоимости экосбора увеличился в пять раз, для бумаги и картона — в шесть раз, для стекла — в два раза на тонну товара. В РЭО считают, что это увеличит итоговую стоимость товара максимум на 1,5%. Представители бизнеса в зависимости от отрасли называют от 5 до 30%. Для некоторых предприятий плата за экосбор может увеличиться с 24 до 500 миллионов рублей. Кстати, в стране сегодня около 600 «утилизаторов», но проверку прошли не больше 200. Как отмечала глава Росприроднадзора Светлана Радионова, некоторые компании не смогли подтвердить, что занимаются именно утилизацией, другие значительно увеличивали свои мощности переработки, третьи не смогли предоставить документы, что их техника вообще подходит для таких типов работ.
Деньги, скорее всего, для «мусорных королей» найдут. Но только даст ли это толк? Может пора вернуть мусорную тему в чёткое государственное управление? Сама ситуация, кажется, это диктует. А иначе нас так и будут «кормить завтраками»: к 2030-му году построим, к 2040-му и так далее. Тем более, что провал «мусорной реформы» нынешними «исполнителями» очевиден. Вот и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко еще летом прошлого года отметила:
«Так называемая мусорная реформа реализуется уже пять лет и откровенно „буксует“, и точно лучше не стало. В основном стало хуже. Когда мы принимали закон, подразумевалось, что в стране будет выстроена целая отрасль по сбору, сортировке, переработке мусора и утилизации в рамках экономики замкнутого цикла. Практика региональных операторов себя не оправдала. В ряде регионов просто мусорный коллапс. В Пскове катастрофическая ситуация: несколько недель летом, в жару не вывозился мусор. При этом граждане добросовестно платят за сбор и вывоз мусора. По итогам прошлого года 280 млрд рублей поступили на счета региональных операторов, которые никому не подотчетны. Никто не знает, куда же эти деньги пошли. И нет никого сверху, кто это контролировал бы».
Как отмечают многие, платить мы стали сильно больше, а в итоге только продолжают множиться полигоны: у старых все продлевают срок эксплуатации, хотя уже давно должна была начаться рекультивация; новые строят в ускоренном порядке и с многочисленными нарушениями; выдают разрешения на создание «мест временного захоронения отходов».
— фактически новых свалок, созданных в упрощенном порядке и без полного пакета документов. Думаете что-то изменилось к лучшему?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru