Канал ТНТ анонсировал новую пародию на советскую классику, и хочется понять — кощунство это или новое слово в кинематографе? На этот раз это будет пародия на приключения Шурика. Как уже повелось на этом канале, к Новому году — новая пародия на старую добрую отечественную классику. Что это будет? Очередное извращение отечественного шедевра?
Анонс новой пародии ТНТ на советскую классику, а конкретно — на приключения Шурика, вызвал шквал негодования и бурные обсуждения в сети. «Чебуру и другие приключения Шурика» — первоначальное название, подкреплённое пугающим постером, моментально стало символом опасения за судьбу любимого многими киноперсонажа. Поспешное опровержение Тины Канделаки, заверившей, что Чебурашки в фильме не будет, лишь усилило тревогу. Возникает закономерный вопрос: зачем вообще каналу ТНТ понадобилось трогать классику, рискуя вызвать негодование миллионов?
Зачем вообще делать пародии на хорошие, любимые зрителем фильмы? «Самоирония судьбы», «Иван Васильевич меняет всё», «неБриллиантовая рука» … А теперь вот Шурик. Так и хочется крикнуть: руки прочь от советской классики! Но ТНТ, похоже, выстроил на этом целую бизнес-модель. 45 миллионов зрителей, посмотревших предыдущую пародию, — убедительное доказательство коммерческой эффективности выбранной стратегии. Канал, несомненно, нашёл золотую жилу, и «добыча» продолжается. Но цена вопроса — сохранение уважения к культурному наследию. Вообще, что несёт канал зрителю? Любимые сцены из ставших культовыми советских комедий уводят в сторону плоского юмора, пошловатого фарса или халтурного гротеска. Но, думается, известной продюсерам ТНТ цели всё-таки добиваются: рейтинги огромные.
Критики заявляют о «плоском юморе», «пошловатом фарсе» и «халтурном гротеске». И действительно, ТНТ нередко использует методы, мягко говоря, неизящные. Вместо тонкой иронии и игры с формой, в ход идёт «кувалда» грубого юмора, который не всегда уместен.
«Вопрос только в одном — смогут ли авторы удержаться от полного осквернения оригинала. Или нас всё-таки ждёт „Операция Ы. Возвращение зомби-плотника“ или „Любовь и голуби 2: Васька мстит“? Пародия — жанр острый, сложный, не про подделку, а про иронию и тонкую игру с формой. Но ТНТ чаще всего берёт кувалду. И если уж кувалду, то пусть хотя бы без издевательства над тем, что по-настоящему дорого», — отмечает актёр и блогер Сергей Марочкин.
Пародия — это не просто подделка, это сложный жанр, требующий от авторов глубокого понимания оригинала и умения использовать его как платформу для создания чего-то нового, не оскверняя оригинал. Однако стоит взглянуть на ситуацию с другой стороны. Постмодернизм, как художественное направление, активно использует приём деконструкции классики. Пародия, в этом контексте, — не осквернение, а диалог с прошлым, переосмысление знакомых образов в современном контексте. Но понимают ли это в недрах ТНТ? Несмотря на критику, там продолжают клепать довольно пошлые «шедевры» на основе любимых многими из нас фильмов. Настоящих шедевров.
Но если бы вышесказанное относилось лишь к потугам канала заработать как можно больше, устроив своеобразный «парад пошлости» … Тенденция, увы, коснулась не только ТНТ. Многие режиссёры и продюсеры в отечественном кинематографе идут своим курсом, как видно, не собираясь сворачивать. Деньги ведь не пахнут? А что там в итоге получит зритель? Разве это для них важно? Главное — побольше заработать. Пусть даже на пошлости и абсурде.
Взять тот же новый фильм-сказку «Соловей против Муромца».
«Хочется теперь сходить в церковь — не в плане молитвы, а просто умыться святой водой, чтобы отмыться от увиденного. Простите за резкость, но это жуткое зрелище. Сюжет — смесь фольклора, супергероики и какой-то мутной блокбастерной логики. Видимо, в головах продюсеров это должно было быть весело, свежо и „для всей семьи“. Но на деле — муторно, бессмысленно и бесконечно неловко. Герои — картонные, злодеи — будто из подростковой фанфики, диалоги — шаблон на шаблоне, и всё это снято так, будто режиссёр в процессе съёмок сам задался вопросом: „А зачем мы это делаем?“. Монтаж — рваный, спецэффекты — на уровне старых клипов группы „Демо“, атмосфера — ни детская, ни взрослая, ни вообще какая-либо», — пишет о своих впечатлениях после просмотра «новой сказки» актёр и блогер Сергей Марочкин.
Почему, как говорят многие, наше кино скатывается к деградации?
«Кино сегодня в опасной точке: между желанием понравиться и желанием заработать. Пародии на классику и странные сказочные блокбастеры — симптомы одной и той же болезни. Мы живём в эпоху культурной эксплуатации. Известные образы, сюжеты, герои — это не повод для вдохновения, а повод для распродажи», — даёт ответ на этот вопрос Сергей Марочкин.
Мы наблюдаем измельчание в творческой среде. Это касается кинематографа, в том числе. Если посмотреть классику фильмов прошлых коммунистических лет, то можно увидеть достаточно много шедевров, которые несут смысл и заставляют человека задуматься о правильности и о смысле жизни, о ценностях непреходящих. Такие картины с увлечением смотрятся и спустя десятки лет. Современный кинематограф не способен создать такое просто потому, что нет уже режиссеров такого уровня и таланта. Актеры очень измельчали и могут давать лишь «киношную попсу», созданную по однотипным сценариям. За редкими исключениями и то, в основном, на фоне общей массы. Печаль…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru