Россия экспортирует учителей в Таджикистан, пока в наших школах чиновники предлагают латать педагогические дыры мигрантами

Россия экспортирует учителей в Таджикистан, пока в наших школах чиновники предлагают латать педагогические дыры мигрантами

Пока российские школы сталкиваются с острейшим дефицитом педагогов — настолько серьёзным, что министр образования предлагает нанимать на учительские должности мигрантов — российские учителя массово едут работать в Таджикистан. И это не просто единичные случаи, а полноценная государственная программа.

В 2025 году проект «Российский учитель за рубежом» расширится до 27 школ в девяти городах и двух районах Таджикистана. Это уже не пилотная инициатива, а масштабная государственная программа. За два года число российских педагогов в республике выросло более чем вдвое — с 47 до 109 человек, и эта цифра продолжает увеличиваться.

Чему учат российские педагоги в таджикских школах? Всему, что составляет основу школьной программы: математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, а также русскому языку и литературе. Среди них есть и учителя начальных классов — именно тех специалистов, которых так не хватает в сельских школах России.

Со стороны это выглядит прекрасно: Россия делится опытом, укрепляет культурные связи, поддерживает русский язык за рубежом. Но возникает закономерный вопрос: почему при острой нехватке учителей в России мы отправляем за границу наших преподавателей вместо того, чтобы оставлять их учить русских детей в российских школах?

В то же время у нас — от Дальнего Востока до Поволжья — школы борются с кадровым голодом. Директора ищут педагогов, как иголку в стоге сена. Учителя уходят в бизнес, репетиторство, IT и на фриланс.
Молодёжь не стремится в профессию с низкими зарплатами, высокой нагрузкой и постоянной бюрократией.

А в это время российские учителя с дипломом, опытом и паспортом РФ оказываются востребованы за границей.

Почему именно Таджикистан, спросите вы?

Во-первых, там сохраняется высокий интерес к русскому языку и российской системе образования. Многие школы, особенно частные и международные, стремятся соответствовать «российскому стандарту». Во-вторых, условия трудоустройства для преподавателей по государственной программе зачастую привлекательнее, чем в российской провинции: более высокие зарплаты, стабильность, поддержка, а иногда — предоставление жилья и различные компенсации.

Но ключевой вопрос остаётся без ответа: почему мы не можем предложить такие же условия и удержать этих учителей дома?

Если государство способно организовать масштабный зарубежный проект, обеспечить сотни педагогов работой за границей, почему нельзя запустить столь же мощную программу поддержки учителей внутри страны? Почему нельзя предложить молодым специалистам достойную зарплату, жильё и карьерный рост — особенно в сельской местности?

Проект «Российский учитель за рубежом», безусловно, важен для «мягкой силы» и международного присутствия России. Но он же стал и зеркалом, в котором отражается внутренняя проблема: страна экспортирует своих педагогов в то время, когда сама в них остро нуждается.

Может быть, пора запустить программу по борьбе с кадровым голодом под названием «Русский учитель — в каждую российскую школу»? Чтобы радость чиновников, которую они так рьяно демонстрируют в своих ежегодных отчётах об успехах за рубежом, не омрачалась тревогой за будущее российского образования — и чтобы нам не пришлось латать дыры в педагогическом составе российских школ мигрантами.

Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал «Социальная сфера РФ»!

Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.

С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал «Социальная сфера РФ», и вы не пропустите ничего важного.

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Источник: argumenti.ru