В последние годы стало весьма модным и распространенным явлением навешивать ярлык террористов на всех противников того или иного режима или правителя. С точки зрения лингвистики, слово террор переводится как страх, ужас. Тысячелетиями террор использовался людьми для захвата власти, территорий и порабощения народов. В современной интерпретации террор означает запугивание политических противников путём физического насилия или угрозой его применения. Причем, этот метод широко применяется как власть предержащими, так и их оппонентами. История знает немало примеров государственного терроризма периодов Французской революции (1793-1794 гг.) или большевистского режима в СССР (1937-1939 гг.).
В данной статье хотелось бы остановиться лишь на проблеме внесения в списки террористических того или иного человека, или организации. Даже при самом приблизительном взгляде на списки террористических организаций и лиц можно убедиться в откровенно предвзятом отношении к этому вопросу их составителей. Например, в США десятки организаций и сотни лиц признаны террористическими или террористами, в России их заметно меньше, но число таких субъектов и лиц, попавших в общий список (США и РФ) совсем незначительно.
То есть, признание той или иной группировки террористической в США вовсе не означает ее автоматическое включение в список террористических в РФ и наоборот. Также обстоит дело и с конкретными лицами. Надо признать, что до сих пор в структурах ООН нет четкого определения терроризму и террористическим организациям. И, если террористы давно уже нашли формы и способы тесного взаимодействия между собой в современном мире, то этого нельзя сказать о властях различных государств, которые по-прежнему пытаются делить террористов на «хороших» и «плохих», своих и чужих. Правители каждой из стран определяют сами, кто же является для них террористом, а кто «борец за свои права и свободы».
Итоги такого близорукого и эгоистичного подхода общеизвестны. В свое время США поддержали движение за свержение просоветского режима в Афганистане. На базе штаб-квартиры по вербовке джихадистов в Пакистане возникла группировка «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Позже она превратилась в разветвленную сеть международного терроризма, вышла из-под контроля американских спецслужб и совершила серию терактов по всему миру, включая атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке и Пентагон 11 сентября 2001 года. Примерно по той же схеме создавались Движение Талибан и «Исламское государство» (запрещены в РФ).
То есть, можно констатировать, что у истоков той или иной террористической организации стоят заинтересованные государства, которые пытаются использовать боевиков в своих узкоэгоистических интересах. К сожалению, можно отметить, что не только Вашингтон пестует и поощряет деятельность террористических организаций. Вряд ли оправданной может считаться поддержка иранскими властями антиизраильских группировок на Ближнем Востоке под названием «ось сопротивления». Палестинские организации ХАМАС, «Исламский джихад» (запрещена в РФ), ливанская «Хизбалла», йеменская «Ансар Аллах» и иже с ними спровоцировали новое масштабное вооруженное столкновение в регионе, жертвами и заложниками которого стали сотни тысяч мирных граждан.
В свое время в РФ была выработана довольно стройная правовая система борьбы с террористами всех мастей. По представленным ФСБ России материалам Генеральная прокуратура РФ выходила в Верховный суд РФ с ходатайством о признании той или иной организации террористической. Основными критериями при этом были установленные факты противоправной (террористической) деятельности конкретной группировки на территории России или совершения терактов против граждан РФ за рубежом. Некоторые иностранные руководители, например, президент Турции Эрдоган, настойчиво просили российские власти признать террористической турецкую Рабочую партию Курдистана (РПК) во главе с Абдуллой Оджаланом. Но с учетом того, что РПК на территории РФ не действовала и не совершала никаких противоправных действий в отношении российских загранучреждений, Москва не поддержала просьбу Эрдогана. По той же причине более половины организаций, признанных террористическими в США, не вошли в соответствующий список РФ.
Эти подходы были нарушены в 2003 году, когда по просьбе администрации США российские власти включили в свой список террористических организаций Движение Талибан. Как известно, эта организация возникла много позже вывода советских войск из Афганистана и никаких актов терроризма в России или в Афганистане против РФ с ее стороны не отмечалось.
После вывода войск США из Афганистана и формирования ДТ нового афганского правительства возникла дилемма: как отыграть навязанный Москве Вашингтоном сценарий, чтобы развивать взаимовыгодные торгово-экономические и другие отношения РФ с новыми афганскими властями. Оказалось, что механизма исключения организаций из списка террористических в России не существует. Неповоротливый российский чиновничий механизм вот уже второй год пытается восполнить этот пробел. Президент РФ В.В. Путин 28 декабря 2024 года даже подписал закон о возможности исключения Движения Талибан из списка запрещенных в России террористических организаций, но, как говорится в известной басне Крылова: «Воз и поныне там».
В этой связи хотелось бы напомнить и о двух других террористических организациях (сирийские «Джабга ан-Нусра» и «Гейят тахрир аш-Шам»), которые были включены в список террористических в РФ по просьбе бывшего президента САР Башара Асада. Кстати, этот государственный деятель объявил террористами всех противников режима, включая вооруженную оппозицию и турецкие оккупационные войска. Несмотря на то, что сирийские радикальные исламистские группировки в РФ никогда не действовали и в Сирии с ВС РФ по своей инициативе не воевали, Москва пошла навстречу Асаду и включила их в список террористических организаций. Сегодня российские власти вынуждены вступать в официальные переговоры с формально считающимися террористами лидером «Гейят тахрир аш-Шам» Абу Мухаммедом аль-Джулани и главой Переходного правительства Сирии Мухаммедом аль-Баширом, от которых зависит судьба российских военных баз и другие важные аспекты дальнейшего российско-сирийского сотрудничества. Очевидно, что рано или поздно эти группировки придется исключать, как и ДТ, из российского списка террористических организаций.
В качестве заключения хотелось бы пожелать всем российским государственным структурам не принимать опрометчивых решений, не идти на поводу зарубежных партнеров и более осторожно подходить к включению иностранных организаций и конкретных лиц в список террористических. Главным критерием при этом должны стать не сиюминутная выгода и готовность поддержать просьбу того или иного правителя, а национальные интересы российского государства и общества.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru