Нам говорят о раздельном сборе мусора, но не являются ли некоторые его элементы «кормушкой» для владельцев секонд-бизнеса?
Каждый год у жителей мегаполиса образуются килограммы лишних вещей и, соответственно, выбрасываемых на помойку. С переходом на раздельный сбор мусор встаёт вопрос о том, чтобы текстиль был отделён от прочих бытовых отходов. Для дальнейшей его переработки. И это правильно. А ещё в Москве появились ящики для сбора ненужной одежды и обуви. Только вот многие не спешат ими пользоваться. И не хотят. Несмотря на то, что в СМИ не раз говорилось о том, что часть из них, та, что в хорошем состоянии пойдёт на благотворительность — будет раздаваться нуждающимся. Почему люди не верят в эти благие намерения?
А приучили россиян к неверию последние десятилетия, ориентированные исключительно на получение прибыли. Смущает то, что вещи в эти ящики для ненужной одежды должны закладываться только постиранные и чистые «тряпки». Дескать потом их будут сортировать и то, что имеет приличный вид, будут раздавать тем, кто в силу своего материального положения не может позволить себе купить новую одежду. А остальное уйдёт на переработку.
Заманчиво — можно одеть приличное количество тех, кто беден. Если бы не возникающие, и, как видится, вполне закономерные вопросы. При всём том, что данные ящики достаточно активно рекламируются, где информация о тех пунктах, которые раздают потом эти вещи нуждающимся? Где вообще хоть какая-то информация по этому важному моменту? Их вообще сколько раздали хотя бы за месяц или квартал и кому? Где находятся те фабрики, которые перерабатывают утиль? Сколько его переработано из ящиков? Где гарантия, что закладывая эти ненужные нам вещи в ящик, мы не кормим «секонд-бизнесменов»?
Секонд-хенды никуда не делись. И в силу финансовой ситуации в стране востребованы. Ведь то, что продают в них, гораздо дешевле того, что человек может купить на рынке или в магазине. А для многих это сегодня критично. А значит секонд-хендам, в условиях санкций, под которыми находится наша страна, нужно где-то брать бу вещи для наполнения своих торговых площадей?
«Европейскую одежду везут через третьи страны, чаще всего — через Казахстан. Но это становится все более невыгодным: дорожает и исходное сырье, за последние два года рост на 30%, да и логистика усложняется. Потому владельцам „секондов“ приходится вариться в собственных запасах. Небольшие магазины покупают товар на Авито. Там можно приобрести любую одежду, распределенную по категориям, в тюках оптом. Многие хозяева „секондов“, с которыми я общался, так и начинали свой бизнес», — рассказывает один из «секонд-бизнесменов».
Но далее ещё интереснее. Именно о том, что настораживает тех, кто не хочет кормить этих предприимчивых торгашей:
«Некоторые магазины «вторые руки» берут одежду из благотворительных ящиков либо из тех вещей, которые сдают в религиозные службы милосердия. Причем они это и не скрывают, для них есть особый термин — charity shops».
Между прочим, эксперты говорят о том, что недобросовестные владельцы подобных магазинов никому не помогают, кроме своего кошелька. Схема простая: берут грант на открытие своего дела, закупают контейнеры для одежды, ставят их в разных местах города, открывают секонд-хенд-бутик и строят склад на окраине. Там собранные из ящиков вещи сортируют. Товар среднего пошиба продают оптом по 300 рублей за мешок в одни руки. Совсем плохие отправляются на ветошь по 40 рублей за кило, а хорошие выставляют в секонд-хенд-бутиках. Как только появляется прибыль — покупают еще больше контейнеров, и бизнес масштабируется.
Кстати, не брезгуют возможностью поживиться и некоторые благотворительные организации, которые как-бы должны вещи раздавать, а не выставлять их на продажу в так называемых «Charity Shop» (тот же секонд-жэнд, но как бы с благотворительным уклоном). Владельцы таких как-бы благотворительных магазинов говорят, что одежда для секонд-хенда Charity Shop проходит самый строгий отбор: не должно быть потертостей, грязи или катышков. И даже платье от дорогого бренда не попадет на прилавок, если на нем есть пятна.
«Конечно, большая часть пожертвованных вещей — это масс-маркет или разобранный „бабушкин гардероб“. Но и одежду от известных дизайнеров люди отдают часто», — признаются секонд-бизнесмены.
Растущая инфляция, уход с рынка западных брендов вызвали волну интереса к секонд-хендам. Новые вещи все дороже, а новые качественные, фирменные и вовсе стоят космических денег. Потому в регионах число магазинов формата «вторые руки» стремительно растет. И, о странное совпадение, растёт число ящиков, куда россияне могут закладывать ненужные им по каким-либо причинам одежду и обувь. В чистом и целом состоянии. Странно, да? А вы говорите о раздельном сборе мусора…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru