Пока власти «наезжают» на безработных и самозанятых, намекая, что те мало платят в казну, выясняется презабавная вещь: из этой самой казны вытряхнут 17,1 млрд рублей на модернизацию «Почты России». Той самой легендарной «эффективной структуры», про которую народ травит анекдоты и которая уже «виртуозно» и «эффективно» освоила прорву бюджетных денег.
«Почта России» является стратегически важным предприятием страны и крупнейшим федеральным оператором почтовых и логистических услуг. По числу отделений обслуживания клиентов компания занимает седьмую позицию в мировом рейтинге. Ее разветвленная сеть насчитывает свыше 38 тысяч пунктов обслуживания, причем две трети из них расположены в небольших населенных пунктах. Среднемесячная протяженность логистических маршрутов компании составляет 64 миллиона километров. И при всей своей значимости, эта госкомпания испытывает серьёзную нужду. Ей вновь требуются государственные деньги.
Согласно заявлению министра цифрового развития Максута Шадаева, с 2026 по 2028 год на обновление отделений «Почты России» выделят 15 млрд рублей. Плюс еще 2,1 млрд рублей кинут на компенсацию расходов по распространению социально значимой печатной продукции. Итого, 5 млрд в год уйдет на техническое переоснащение примерно 2,6 тыс. сельских и труднодоступных почтовых отделений, обслуживающих около 2,4 млн человек.
А теперь барабанная дробь! Вспомним, как «Почта России» умеет осваивать бюджетные потоки. Потратили полмиллиарда рублей, чтобы заманить россиян на свой сайт. Полмиллиарда! На эти деньги можно было бы обновить 160 почтовых отделений. Телеграм-канал «База» раскопал, что госкомпания в 2024 году вбухала 544 миллиона в онлайн-рекламу — баннеры, соцсети, вот это всё. Цель? Чтобы люди заходили на сайт «Почты России». Это данные аналитиков «Digital Budget».
И при всем этом «Почта России» — глубоко убыточная организация. В прошлом году операционный убыток составил 17,1 млрд рублей — в 2,1 раза больше, чем годом ранее. Аудит Счетной палаты (апрель месяц) показал: с 2021 по 2025 год «Почта» получила 17 млрд бюджетных рублей на модернизацию 3 355 отделений, но деньги ушли в песок. За 2022–2023 годы 723 отделения (почти треть!) так и не дождались модернизации. И главное: до сих пор нет списка отделений, которые должны обновить до 2030 года, хотя президент велел обновить не менее 25 160 отделений.
«База» выяснила, что с начала года «Почта России» подала 181 заявку на госзакупки на общую сумму почти 786 млн рублей — на капитальный ремонт всё тех же самых почтовых отделений.
В общем, складывается впечатление, что «Почта России» — это такая очередная бездонная бочка, куда ни кинь миллиарды, все равно мало. И ведь ладно бы хоть какой-то прогресс был виден, а то получается, что деньги выделяются, тратятся, а в итоге ни модернизации, ни довольных клиентов, одни убытки и анекдоты.
Конечно, можно сказать, что «Почта России» — это социальный институт, и ее нужно поддерживать. Особенно в отдаленных регионах, где она часто чуть ли не единственная связь с внешним миром. Но, простите, где гарантия, что эти новые 17 миллиардов не постигнет та же участь, что и предыдущие? А пока «Почта России» продолжает «эффективно осваивать миллиарды», самозанятые и безработные, наверное, должны с удвоенным энтузиазмом пополнять казну своими скромными налогами. Ведь кто-то же должен оплачивать эти бесконечные эксперименты с «эффективностью».
Ирония ситуации зашкаливает: одних трясут за каждую копейку, а другим миллиарды выделяют, и спроса никакого.
И вдумайтесь: по словам главы «Почты россии» Михаила Волкова, в перспективе 2030 года инвестиции в её существование составят 200 млрд рублей. Колоссальная цифра. Простому человеку сложно осознать весь масштаб. Если считать в средних по стране зарплатах, то для получения такой суммы придется работать 183 150 лет.
А что с зарплатами в этой самой «дорогой компании»? Сегодня доходы операторов в отделениях «Почты России» катастрофически низкие. По оценке Dream Job, зарплаты находятся в пределах 25–44 тыс. рублей. В среднем получается 35 тыс. рублей. Оплатить счета за коммуналку, внести платежи по скромному кредиту на бытовые нужды, купить макароны с картошкой… Неудивительно, что многие отделения, особенно в провинции, испытывают дефицит кадров.
Ещё один момент, показывающий «эффективность»: за период 2020–2023 годов в два раза выросло число отделений, работающих по сокращенному графику, а более 6 тыс. отделений (17% от всех) и вовсе были закрыты. Большие проблемы и с транспортом.
«Около 55% нашего транспорта уже за сроками полезного использования. Что касается ИT-инфраструктуры — 89% фактически на ладан дышат», — признался в своём выступлении в Госдуме Волков.
В общем, нужно ещё много денег. Но их нужно где-то взять? Минцифры даже рассматривает возможность направления почте 30 млрд рублей штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru