Автомобиль не средство свободного передвижения, а роскошь, без которой можно и нужно обходиться?
Было время, когда улицы городов не были заполонены огромным количеством автотранспорта и о том, что такое автомобильные пробки люди знали только из видеосюжетов популярной тогда телевизионной программы «Международное обозрение». Так вот, есть повод подумать, что нас опять хотят вернуть в те времена, когда наличие личного автомобиля было скорее редкостью, чем всеобщей тенденцией. Речь о принятой 27 ноября 2024 года «Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Документ разработан Правительством России. А ряд пунктов в нём явно направлен на то, чтобы заставить россиян мечтать о собственном «железном коне».
В стратегии есть инновационный (базовый) и консервативный сценарии, отмечают СМИ. К слову, на «базовый» вариант планируется потратить 60 триллионов рублей бюджетных денег. Разработчики документа, как думается, руководствуясь мудрыми пожеланиями руководства, привыкшего ездить на служебных авто с мигалками и, по всей видимости, страдающего от того, что эти самые мигалки уже не дают преимущества на заполненных всё более растущим парком автомобилей дорогах (а на встречку теперь не выедешь) лоббируют желанием вычеркнуть личный автотранспорт из жизни горожан. Правда пока речь идёт лишь о мегаполисах, но если эксперимент окажется удачным в понимании чиновничьей «элиты», то можно не сомневаться — это коснётся всех городов огромной страны.
В этом документе есть сразу несколько подтверждений витающей в воздухе довольно жестокой идее о «добровольно-принудительной» и повсеместной пересадке граждан с личного транспорта на общественный. И предлог для этого весьма благовидный: экологическая чистота городских пространств, комфорт и скорость передвижения россиян «от точки «А» до точки «Б».
«Личный автомобиль является главным источником загрязнения воздуха в крупнейших агломерациях, на который приходится более чем 30 процентов общего объема выбросов в атмосферу, в г. Москве — более 90 процентов. Основными вредными веществами, создаваемыми движением автомобильного транспорта, являются взвешенные частицы (PM2.5-10), оксиды азота (NOx) и серы (SO2) и др. Использование более экологичных автомобилей позволяет решить проблемы с выбросами некоторых вредных веществ, например, существенно сократить выбросы оксидов азота. Тем не менее полностью проблему загрязнения путем обновления автопарка решить невозможно, в том числе потому, что до 82 процентов выбросов взвешенных частиц происходит не из выхлопных газов, а за счет стирания дорожного покрытия и составных частей автомобиля. Таким образом, развитие общественного транспорта в крупных городах (в первую очередь для обслуживания маршрутов „периферия — центр“) с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным», — говорится в документе.
Впрочем, как отбить желание у человека завести себе «железного друга» для личных поездок чиновники знают давно. И успешно эти знания применяют на практике.
«Платные парковки расползлись даже по спальным районам — теперь за место у дома плати, как за билет в театр. Платные дороги в черте города — ещё один удар под дых. Припарковаться у магазина или поликлиники — миссия невыполнимая, а камеры контроля следят, как ястребы за добычей. Во дворах парковок либо нет, либо их не хватает, как хлеба в голодный год. Проезжие части сужают, тротуары расширяют, будто пешеходы — цари, а водители — изгои. Цены растут, как на дрожжах: на топливо, обслуживание, парковку, проезд по трассам. Каждый шаг — это попытка сказать: брось машину, садись в автобус. И это работает — нервы сдают, а желание ездить тает, как снег под солнцем», — отмечается в СМИ.
Получив совсем не тот, который хотелось бы, резонанс, Минтранс начал опровергать стремление заставить отказаться от наличия собственного автомобиля. Апеллируя к тому, что «никаких ограничений на использование личных автомобилей не вводится, это просто стратегия развития». Но ведь дыма без огня не бывает? Да и строки текста документа явно дают повод задуматься:
«Сокращение негативного воздействия транспорта на человека и окружающую среду в агломерациях» будет достигнуто при помощи, в том числе, «нормативно-правовой дифференциации условий использования личного автомобильного транспорта в центральных частях крупных городов при одновременном развитии пассажирского транспорта общего пользования, а также инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности», — разве это не звучит как желание жёстко сократить личный автопарк россиян?
А что думают об этом, собственно, сами россияне, которые совсем не хотят следовать за мечтами чиновников и отказываться от мечты о собственном авто?
«Личная машина — это не просто железо, это кусочек свободы. Сесть за руль и рвануть куда глаза глядят — такое чувство не купишь в автобусе. Это как своя квартира против коммуналки: уют, независимость, свой мир. Даже самый шикарный электробус с гирляндами лампочек — это общая кухня, где ты один из многих. Машина давала нам крылья, а теперь их подрезают, как птице в клетке. Жизнь без авто — как чёрно-белая картинка. Дом — работа — дом, и никаких ярких красок. Воспоминания о том, как мы мчались по трассе, слушая любимую музыку, будут греть душу, но уже не вернут того чувства. Процесс идёт, и он неумолим, как поезд на полном ходу. Запретить машины могут не завтра, но каждый новый знак „въезд запрещён“ — это шаг к тому дню, когда руль станет музейным экспонатом», — говорят они.
Получается, что если «Транспортная стратегия» начнёт реализовываться, то личные машины уйдут в прошлое, и мы, сами того не замечая, попрощаемся с целой эпохой?
Конечно, экология важна. Конечно, с личным автотранспортом борются в мире чуть ли не повсеместно: Хельсинки, Париж, Осло, многие крупные города США. И везде уповают на общественный транспорт. Но не является ли это упование иллюзией?
«Общественный транспорт — новый король дорог. В Москве электробусы снуют, как пчёлы в улье, метро гудит круглые сутки, а каршеринг и такси готовы подхватить в любую минуту. Власти трубят: вот будущее, забудьте про свои „ласточки“. Но есть загвоздка — его катастрофически мало. В мегаполисах ещё терпимо, а в малых городах и посёлках — пустота. Там нет ни трамваев, ни электробусов, а старые „пазики“ разваливаются на ходу. Жителям глубинки машина — как вторая пара ног. Без неё ни до работы, ни до больницы не добраться. Власти словно забыли: Россия — это не только Москва и Петербург. И пока в столице улицы пустеют от личных авто, в провинции люди держатся за руль, как за последнюю соломинку. Общественный транспорт — красивая идея, но пока она хромает, как старый конь», — пишут некоторые СМИ.
А вы как считаете? Может действительно автомобиль не средство свободного передвижения, а роскошь, без которой можно и нужно обходиться?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru