В случае отказа Тегерана от ядерной сделки Исламская республика может «исчезнуть к сентябрю», утверждает британское издание Express со ссылкой на источники, близкие к администрации Дональда Трампа.
«Поскольку в настоящее время Соединенные Штаты все активнее перебрасывают на Ближний Восток бомбардировщики и авианосные силы, у Тегерана остается все меньше возможностей для заключения сделки», — пишет Express.
Издание напоминает, что ранее Трамп предупредил иранское руководство: «будут бомбардировки», если сделка не состоится. При этом в Израиле «тема войны у всех на устах», хотя официально Тель-Авив не признает своего возможного участия в гипотетической атаке на Иран.
Высокопоставленный источник в ЦАХАЛ отнес Исламскую республику к «активным террористическим угрозам», с которыми «Израиль больше не может мириться». При этом в стране испытывают чувство «возрожденной уверенности», связанное с действиями и заявлениями администрации Трампа, которая дала понять Тель-Авиву, что для него больше нет «красных линий» в «сдерживании иранских амбиций».
— Во-первых, не читайте буржуазных газет до обеда, — так отреагировал на материал британского издания востоковед Станислав Тарасов. — Во-вторых, это, конечно, провокационная публикация: выражение «Иран исчезнет» и прочее. Надо смотреть матчасть. Стив Уиткофф, специальный представитель США по Ближнему Востоку на днях заявил, что все в порядке, ведутся переговоры, притом по закрытому каналу.
Вчера американские СМИ сообщили, что администрация США рассматривает вариант вступления в непосредственный контакт с Ираном для переговоров по ядерным соглашениям. До этого, видимо, контакты предлагались в формате закрытой дискуссии.
«СП»: Выходит, ссылки британского издания на источник, близкий к администрации Трампа, несостоятельны?
— В команде Трампа образовывались две группы. Одна — за жесткий вариант. Другая считает, что нужно давить на Иран, использовать дипломатию кнута и пряника, заставить его подписать новое соглашение на американских условиях.
«СП»: Каковы эти условия?
— Первое — отказ от ядерной программы. Второе — кардинальное изменение иранской внешней политики. Это связано с тем, что буквально накануне Национальная разведка США, опубликовала свидетельство, что Иран не создает ядерное оружие. А если так, нужно обозначить новую повестку: что тогда США хотят от Ирана? В общем, мы наблюдаем надуманную браваду, публичные угрозы и реальную политику, когда идет подготовка к переговорам для создания дорожных карт, налаживания отношений между США и Ираном.
«СП»: Но риторика американцев остается довольно жесткой.
— Складывается ощущение, что американцы, потерпев неудачу в попытке достичь соглашение по урегулированию в Газе, и сейчас им на этом направлении фактически приходится все начинать с нуля, ищут виновников.
В их числе упоминаются Иран, хуситы как его прокси и другие. В настоящее время американские военные долбят йеменских повстанцев и постоянно переводят стрелки на Иран. Но хуситов бомбардировками не возьмешь, поэтому всплывает тема проведения в Йемене наземной боевой операции.
«СП»: Но раз в администрации есть группа, предлагающая жесткий вариант, может ли она настоять на проведении наземной операции с Ираном? И готовы ли к ней американцы?
— Против Ирана американцы, конечно, могут начать войну, но вот выйти из нее будет проблематично.
Кроме того, если американцы влезут в эту войну, они сорвут диалог с Россией, а они сейчас как никогда нуждаются в нас. Как известно, между Россией и Ираном существует стратегическое партнерство, о чем было подписано соответствующее соглашение. Фактически наша страна сейчас прикрывает Иран. Кроме того, не будем забывать, что в Эр-Рияде ведутся переговоры по украинскому конфликту, и сам Трамп тоже собирается посетить Саудовскую Аравию.
«СП»: Какой вариант развития событий наиболее вероятен?
— Возможно, что-то наподобие северокорейского сценария, когда сначала Трамп грозил Ким Чен Ыну ударами по стране, а потом с ним тепло обнимался в ходе переговоров. Видимо, сейчас они тоже пойдут на соглашение. Хотя здесь вопрос непростой, поскольку Иран, в принципе, отказался от прямых переговоров.
«СП»: Тогда нужен посредник.
— Пока эта роль отведена Оману. Москва выступает в роли своеобразного «почтового ящика». Но Трамп нуждается в более крупном партнере, потому что его собственная тактика пока ничего не дает, только разваливает процесс и грозит превращением нынешнего президента США в своего рода «второго Байдена». Поэтому в дальнейшем в качестве посредника может выступить Россия. Кстати, в ходе визита Кирилла Дмитриева в США, наверняка, обсуждались иранские вопросы.
В общем, идет сложный, трудный диалог. Если американцы все же выберут силовой вариант, начнут бомбардировку ядерных объектов, это только осложнит их положение и грозит сделать Трампа, как я упомянул, подобием Байдена в международных делах, покажет его беспомощность и не принесет эффекта.
Так что, скорее всего, речь идёт о подготовке условий для мирного диалога. По крайне мере, большинство арабских источников, да и, собственно говоря, иранские эксперты, сходятся именно на этом.