Спекулянты авторынка просят денег у государства
Кризис на автомобильном рынке России — это не только следствие экономических факторов, но и результат нерационального поведения участников рынка. Наверное все знают расхожее выражение «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Но за последние годы всё стало практически наоборот.
С начала 2022 года в России наблюдается резкое удорожание новых автомобилей — цены на них выросли более чем втрое. Это стало настоящим шоком для потребителей, которые оказались в ситуации, когда автомобиль, когда-то доступное средство передвижения, превратился в предмет роскоши. В условиях растущего экономического давления и инфляции, простые граждане стали жертвами жадности автодилеров, которые, на фоне падения покупательской способности, продолжали зарабатывать на продаже автомобилей сверхприбыли.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) обратилась к высшим государственным структурам с просьбой о помощи. Исполнительный директор РоАД Игорь Чикин в своих заявлениях подчеркивает: если падение продаж не остановить, около трети автодилеров могут закончить год с убытками. Это приведет не только к закрытию автосалонов, но и к потере примерно 150 тысяч рабочих мест, что станет серьезным ударом для экономики страны.
«Если падение продаж не остановить или хотя бы не замедлить, около трети автодилеров закончат год с убытками. Это приведёт к закрытию автосалонов и потере около 150 тысяч рабочих мест, а также поставит крест на планах по локализации компонентов для российских автомобилей. Сейчас компании работают либо в ноль, либо в минус. Брать кредиты по ставке выше 10% годовых бизнес себе позволить не может», — говорит исполнительный директор РоАД Игорь Чикин.
Причины кризиса на автомобильном рынке многообразны, но одной из ключевых является жадность самих торговцев. Многие автодилеры, стремясь заработать на ажиотаже, закупили сотни тысяч автомобилей в долг, не предвидя резкого падения спроса. Как следствие, сейчас они оказались в ситуации, когда не могут продать свои запасы, а кредиты, которые они брали, обременяют их еще больше. Ставки по кредитам для бизнеса в России колеблются от 30% до 40%, что делает невозможным для автодилеров выполнять свои финансовые обязательства. В ответ на сложившуюся ситуацию, автодилеры начали активно обращаться за помощью к государству. Они просят снизить процентные ставки по кредитам до 10% годовых, что, по их мнению, должно помочь в спасении бизнеса.
«Текущая ситуация на рынке продаж новых автомобилей очень тяжёлая. И есть четкое ощущение, что, если ситуация продолжит оставаться такой, последствия могут быть катастрофическими. В том числе вплоть до существенного разрушения существующих дилерских сетей, которые есть на нашем рынке. Есть четкое понимание, что эта ситуация является следствием крупных факторов, на которые сами дилеры не могут иметь никакого влияния. Я сейчас говорю про геополитические факторы, про фактор высокой ключевой ставки. Поэтому есть четкое понимание, что для того, чтобы обеспечить даже не рентабельность, даже не прибыльность, а просто выживание авторетейлеров, точно необходима программа поддержки», — считает директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов.
Однако возникает вопрос: почему государство должно поддерживать тот сектор, который сам же и создал эту проблему, играя на жадности и спекуляциях? На фоне этого кризиса стоит отметить, что не все автопроизводители оказались в одинаково сложной ситуации. Некоторые компании, которые заранее адаптировались к новым условиям, смогли найти альтернативные пути для обеспечения своего производства и продаж. Они начали локализовывать компоненты и наладили сотрудничество с местными поставщиками, что позволило им снизить зависимость от импортных комплектующих и минимизировать риски. Тем не менее общее состояние автомобильного рынка остается критическим.
Почему должна появиться такая щедрость, если заводы и фабрики вынуждены брать в банках кредиты под 30−40%? Но торгаши-спекулянты с какой-то радости хотят финансирование в разы дешевле.
Что будет, если не пойти навстречу перекупщикам от авторынка? Катастрофа? Вряд ли.
«Какой-то разумной производственной деятельностью отечественные автоспекулянты ни разу не занимались. Менталитет не тот — кроме как купи-продай они ничего не умеют и не хотят. Положим, 90% автосалонов разорятся, кто при этом пострадает? В смысле простых людей, а не их владельцев. Квалифицированные автомеханики от дилеров все давно разбежались, на СТО нынче, по большей части, трудится не очень грамотный персонал. Но и они новые места найдут без проблем, так как в автосервисной отрасли просто лютый кадровый голод. Менеджеры самого среднего звена, которые до сих пор безуспешно пытаются впаривать народу авто по конским ценам с „допами“ и всякими „выгодными пакетами услуг“, новую работу найдут. Хотя бы теми же курьерами, вместо „понаехавших“. Тоже не видно негатива, напротив, здесь позитив. Импортозамещение на рынке труда», — отмечает издание «Свободная пресса».
Да и простой народ сомневается в эффективности «аттракциона щедрости» в адрес автосалонов:
«Что станет с казёнными деньгами, понятно даже ёжику. Их тут же выведут из страны, туда же отправятся и владельцы автосалонов. А денег им нужно много, в отрасли образовалась „дыра“ в сотни миллиардов рублей»;
«Народу та же ипотека, значит, под конские проценты, а спекулянтам — ссуда на халяву? Так ведь и „острый рост социальной напряжённости“ может случиться»;
«Каждый год одно и то же: государство выделяет миллиарды для поддержки автодилеров, а дилеры накручивают минимум от 20% ценник, несмотря на поддержку государства и снова стонут, что им мало денег»;
«Жадность автодилеров зашкаливает, накрутка под 300%, привыкли за прошедшие десятилетия… Теперь вот …рабочие места? Это какие? Манагеры-разводилы? Или механики такие же разводилы? Ничего не производящая индустрия посредников — разводил…надеюсь в правительстве приму правильное решение», — пишут россияне в социальных сетях.
Со стороны видится, что для выхода из данной ситуации необходимо не столько государственное вмешательство, сколько переосмысление подходов к ведению бизнеса со стороны самих автодилеров. И тогда, как говорится, «будет всем счастье».
Источник: argumenti.ru