Дороги в светлое будущее

Дороги в светлое будущее

Наша страна, как известно даже американскому школьнику, самая большая в мире по территории. Но по протяжённости автодорог у России всего лишь пятое место с чуть более 1, 5 млн километров. Впереди Бразилия (почти 1, 8 млн км), на третьем месте Китай – 4, 9 млн км, затем идёт Индия (5, 7 млн км). На первом месте недосягаемые Штаты с почти 7 млн погонных километров. Напомним, что США меньше нас по площади почти в два раза. Так что отечественным строителям дорог, мостов и тоннелей есть куда стремиться. Если, конечно, денег на стройку хватит.

Нам любые дороги дороги

Есть такое устойчивое выражение: «Дороги — это лицо государства». Немудрено, высокопоставленные и простые гости страны передвигаются именно по дорогам, всем телом ощущая качество работы дорожных строителей. Поэтому любое государство старается не экономить на строительстве новой дорожной сети и поддержании в нормативном, то есть приличном состоянии сети действующей.

И мы, естественно, не исключение. С 2024 по 2028 год правительство России запланировало реализовать 380 больших и малых проектов в сфере дорожного строительства. Общий объём финансирования всех этих мероприятий по дорожной деятельности на период реализации грандиозного плана составит более 14 трлн рублей. Почти половину — 5, 6 трлн – пожертвует федеральный бюджет, а остальное – внебюджетные источники и дорожные фонды регионов.

На строительство и реконструкцию только федеральных дорог будет направлено около 1, 9 трлн рублей, что, может быть, позволит ввести более 2, 1 тыс. километров автодорог. Что касается региональных проектов, то их планируют реализовывать на условиях софинансирования – предполагается, что федеральные средства в размере 361, 7 млрд рублей позволят выполнить работы на 142 объектах и обеспечить строительство и реконструкцию дорог общей протяжённостью более тысячи километров.

Грубо говоря, километр постройки новой или ремонта заезженной федеральной трассы стоит в среднем почти миллиард рублей! Миллиард – один километр. Региональные, естественно, подешевле, но тоже весьма и весьма. Надо ли говорить, что должность какого-нибудь начальника областного департамента дорожного строительства стоит даже не как крыло «Боинга», а дороже.

Эх, прокачусь, на радость «Автодору»!

Удивительная стоимость российских дорог привлекла внимание даже самой власти. Бывший губернатор, а ныне аудитор Счётной палаты Светлана Орлова недавно в Совете Федерации поведала сенаторам о том, что «квадратный метр федеральной дороги стоит 20 млн рублей. Он, конечно, не стоит столько, поэтому мы разберёмся досконально, сколько он стоит».

По её словам, работа по проверке реализации всех нацпроектов уже началась и ведётся «очень скрупулёзно». Всего запланировано 113 мероприятий, подробности которых пока не раскрываются. Видимо, нас ждёт ещё сонм открытий чудных. Потому что госпожа Орлова игрок командный и системный, отсебятины себе не позволит.

Практически одновременно с выступлением аудитора СП РФ в верхней палате парламента пришла печальная для каждого автомобилиста новость: в который раз подорожали платные дороги. Точнее, как их называет оператор «Автодор», стыдливо удалив слово платные, — «скоростные магистрали». В текущем году цены выросли в среднем на 7-9%.

Например, проезд по участку М11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург в будние дни подорожал на 850 рублей – до 10 050 рублей. Стоимость проезда от Москвы до Краснодара за наличные выросла до 13 090 рублей (прирост 1160). Участок Москва – Казань подорожал на 1036 рублей, теперь проезд по нему стоит 11 746 рублей. Так же, как билет в СВ на поезде РЖД.

Если учесть, что под управлением «Автодора» пока находится почти 3100 км платных трасс на самых популярных направлениях в 18 регионах России (М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток», ЦКАД и т.д.), то гешефт того стоит. Прибыль загадочной структуры растёт ежегодно: в 2023 году было 75 млрд рублей, в 2024‑м – уже 112 млрд рублей.

Растёт и число открывания шлагбаумов. По данным самого «Автодора», «в 2024 году общее количество проездов по всем скоростным дорогам госкомпании «Автодор» превысило 379 млн, что на 33% больше, чем в 2023 году». Как это достигается, знает каждый автомобилист: вечный ремонт бесплатного дублёра с перекрытием одной полосы из двух. И, естественно, многочасовыми пробками.

Последняя открытая информация о налогах, которые заплатила госкомпания «Автодор», относится к 2023 году. По данным ФНС, за 2023 год «Автодор – Платные дороги» уплатило налогов и сборов на сумму 1 009 млн рублей с 75 миллиардов, напомню, прибыли. Как говорится, чтобы я так жил!

ООО «Автодор – Платные дороги» с 10 тыс. уставного капитала – крайне любопытная компания, и о ней мы расскажем в отдельном материале.

15 миллиметров счастья

Как говорят в армии: «Генерал – это не звание и не должность. Это просто счастье!» Дорожное строительство – тоже своего рода счастье. Финансовое. Говорят, что любимая, но вечно ремонтируемая МКАД должна быть на 15 мм шире. Но стала «тоньше» при той же смете. Вероятно, закон великого Михайло Ломоносова о том, что «если где-то что-то убыло, то где-то что-то прибыло», имеет не только физическое, но и дорожно-финансовое значение.

Некоторые эксперты называли МКАД самой дорогой дорогой в мире. Сейчас это славное звание, по разным мнениям экспертов, разделяют две другие российские дороги. Первая – Адлер – Красная Поляна, средняя стоимость километра 140 млн долларов. Вторая – четырёхкилометровый отрезок Четвёртого транспортного кольца в Москве, стоимость которого на момент строительства составляла 578 млн долларов за километр. Третье место среди российских дорогих дорог занимает кольцевая дорога Санкт-Петербурга со средней стоимостью одного километра в районе 38 млн долларов по курсу на момент строительства. И эти цифры уже поближе к среднемировым.

Например, 8-полосные немецкие автобаны, на которых нет ограничения скорости, строятся по цене в среднем 12 млн евро за километр с учётом подготовительных работ и специальной технологии, позволяющей выдерживать предельные нагрузки. В США разброс от 1 млн долларов (обычная двухполоска) до ста с лишним миллионов (участок шоссе в Бостоне с большим количеством тоннелей и эстакад).

Чиновники российскую цену дорог объясняют ещё и разной системой оценки. В Европе стоимость проекта – это непосредственно цена строительно-монтажных работ на уже подготовленной площадке. В России другая методика: в стоимость входят выкуп земельного участка по коммерческим ценам, перенос коммунальной инфраструктуры, а также проектирование. Например, при строительстве дорог вблизи крупных городов до половины стоимости проекта – это цена земельного участка. Если же исключить стоимость подготовительных работ, то уровень цен строительства дорог вполне сопоставим с европейскими, говорят они. Другой вопрос, что достаточно часто эти земельные участки ещё на закрытом этапе обсуждения проекта вдруг резко меняют хозяев или выкупаются лицами, допущенными к тайным знаниям. А затем государство щедро отсыпает условной племяннице главы региона, на которую и записан участок, из бюджетной кубышки. Да и правило «15 мм» дорожного счастья пока никто не отменил.

Асфальтовые рекорды

Практически все мировые рейтинги качества автодорог, увы, не относят нашу страну к мировым лидерам. Из 139 стран мира наше место примерно в пятом десятке. Можно, конечно, списать всё на недружелюбие составителей рейтингов, но есть объективный показатель качества дорожного полотна: средняя скорость движения между городами. У нас она в районе 76 км/ч. У стран-лидеров, например южной Португалии и северной Канады, – 106 км/ч. Во Франции – 105, в Швейцарии – 86. На Берегу Слоновой Кости (вы не поверите!) – 83 км/ч.

Кстати, именно на улучшение качества дорожного полотна, а следовательно скорости, был направлен завершившийся в прошлом году национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Среди его целевых показателей – увеличение доли региональных дорог и дорог агломераций в нормативном состоянии (до 50 и 85% соответственно в 2024 году), снижение аварийности, повышение удовлетворённости населения качеством транспортного обслуживания, расширение применения современных технологий, контрактов жизненного цикла.

За пять лет на реализацию нацпроекта БКД из федерального бюджета было выделено и, конечно, освоено 2, 4 трлн рублей. За эти триллионы в 84 регионах страны отремонтировано, реконструировано, построено 100 тыс. километров дорожной сети. Росавтодор отрапортовал о росте доли автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, с 42% в 2018 году до 54% по итогам 2023-го. То есть только чуть более половины можно назвать дорогами, а 46% по-прежнему остаются направлениями.

Протяжённость сети автомобильных дорог федерального, регионального, местного значения с твёрдым покрытием с 2018 года вроде бы выросла на 46, 6 тыс. км, но это традиционный многолетний прирост в районе 3%. Никаких прорывов. В общем и целом тенденции очевидны: сеть платных дорог будет расти стахановскими темпами, бесплатных же – черепашьими. Тем более если отменят закон об обязательном дублёре «платки». А такие разговоры ходят…

Источник: argumenti.ru